Rambler's Top100

Miti@13


ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

10/01/05 Dmitriy Kostromin

Когда то (в конце прошлого тысячелетия :), готовясь к экзаменам я наткнулся на очень интересную вещь...

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
А.С.Чирцов, кандидат физ.-мат. наук, доцент физического факультета СПбГУ
(Конспект лекций для факультетов экономической ориентации)

Содержание

  • Введение: Структура естественно научных знаний и их роль в развитии общества

Раздел 1. Мир глазами Исаака Ньютона

Обзор основных достижений классического естествознания. (Классические представления о пространстве и времени. Способы описания движения. Взаимодействия. Законы сохранения и их связь с симметрией систем. Строение солнечной системы. Статистическое описание равновесных систем. Неравновесные системы и самоорганизация. Биологическая эволюция)

Раздел 2. Мир глазами Альберта Эйнштейна

Теория относительности - как первый опыт критического переосмысления классических концепций естествознания. (Электромагнитные взаимодействия и концепция поля. Необходимость переосмысления классических представлений о пространстве-времени. Принцип соответствия. Основные выводы специальной теории относительности. Гравитация и современные взгляды на строение Вселенной. Энергетика и экология)

    2.1. Электрический заряд и электромагнитные взаимодействия
    2.2. Постоянный электрический ток
    2.3. Классическая электродинамика
    2.4. Основные положения Специальной теории относительности
    2.5. Ядерные реакции и современная энергетика
    2.6. Гравитация и геометрические свойства пространства
    2.7. Строение и эволюция Вселенной

Раздел 3. Мир глазами Нильса Бора

Квантовомеханический способ описания и отказ от требований классического детерминизма. (Физические и психологические аспекты зрительного восприятия образов. Традиционное описание оптических явлений - первый шаг к волновой механике. Фотоны и кванты. Философские аспекты проблемы познаваемости мира в свете корпускулярно-волнового дуализма и соотношения неопределенности. Вероятностное описание событий. Химические процессы с точки зрения квантовомеханического описания. Проблема нарушения четности)

    3.1. Волны и их восприятие
    3.2. Распространение света
    3.3. Интерференция и дифракция
    3.4. Волны, фотоны, кванты
    3.5. Принципы квантовой механики
    3.6. Атомы и молекулы

Раздел 4. Мир глазами Поля Дирака

Квантовая электродинамика как попытка синтеза идей релятивизма и квантовомеханического подхода к описанию объектов микромира. (Спин как пример не имеющего классического аналога свойства реальных объектов. Квантовая статистика: бозоны и фермионы. Современные лазеры и их использование. Строение атомов и кристаллов. Полупроводники и их использование. Понятие об архитекруре ЭВМ. Дираковский вакуум, частицы и античастицы. Фотоны и колебания вакуума. Нанотехнологии)

    4.1. Объединение идей квантовой механики и релятивизма
    4.2. Уравнение Дирака
    4.3. Фермионы

  • Заключение. Естественно научные теории: создание, проверка, развитие, использование.

Настоящий курс посвящён современным концепциям естествознания, неотделимым от знаний, накопленных в классический период развития наук. Его структура не отражает традиционного разделения знаний на отдельные дисциплины, а скорее следует историческому ходу развития основных мировоззренческих идей, берущих свое начало в наиболее фундаментальной из естественных наук - физике.

В курсе не ставится задача систематического описания окружающего мира с точки зрения современного естествознания. Цель курса - на базе средне образовательной программы сформировать философско-мировоззренческие представления о взглядах естествознания на устройство окружающего мира, основных направлениях развития естественно научных дисциплин, их месте в современной системе общечеловеческих ценностей и возможностях их практического применения.

 


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Используются технологии uCoz