Управление автотранспортного хозяйства
Первая небольшая
партия автомобилей поступила в Воркуту в 1941 году, однако из-за отсутствия
дорог широкого распространения автотранспорт не получил. Поскольку шахты
Воркутского месторождения - из-за необходимости как можно более быстрого
ввода в эксплуатацию - строились по контуру выхода угольных пластов под
четвертичные отложения, то во второй половине 50-х годов по автотрассе нынешней
кольцевой магистрали Воркуты уже существовала дорога из гравия, соединявшая
между собой шахты. По западу, с вводом в эксплуатацию широкой железнодорожной
колеи до ст. Мульда, преобразовали в автодорогу узкоколейку, до этого
обеспечивавшую грузопотоки по маршруту Рудник - шахта 25. Поскольку насыпь
дороги из песчано-гравийной смеси была ненадёжной, то позже - в начале 60-х
годов - дорожное полотно поэтапно забетонировали, а затем, спустя несколько лет,
и заасфальтировали (первая сезонная установка по производству асфальта запущена
в работу в 1958 году). Стала широко применяться для дорожного строительства
горелая порода терриконов.
Автотранспортная контора комбината "Воркутауголь" в январе 1945 года была
создана как отдел комбината и тем самым выведена из общей системы транспортного
управления. Автомобильный парк АТК в то время располагал 170 автомобилями и был
неслабым подспорьем железнодорожному транспорту в период бурного строительства
шахт. Долгое время это было единственное в Воркуте средство автотранспортное
предприятие, обеспечивавшее как грузоперевозки шахт и объектов строительства,
так и торговую сеть города. Обслуживало оно и станцию "Скорая помощь".
В
первые годы работы, когда ещё не было снегозащитных средств и опыта содержания
автодорог в экстремальных условиях заполярной зимы, перебои в движении
автотранспорта были довольно частыми. Позже движение автотранспорта
приостанавливалось только в период сильных пург.
Вот как описывает первые годы
развития автотранспортного хозяйства Валентин Фомич Рощин - первый начальник
автотранспортной конторы комбината "Воркутауголь":
Автотранспортное хозяйство началось в 1938 году с двух тракторов ЧТЗ, которые
были доставлены на Воркуту по рекам Печоре, Усе и Воркуте на баржах, а от
Воркуты-Вом - по узкоколейной железной дороге.
|
В 1939 году были получены 4 газогенераторных автомашины. Их отдали в совхозы
"Новый Бор", "Харьяга" и "Кочмес", так как они работали на древесных чурках. В
1941-1942 гг. от строителей Печорской железной дороги получили 36 автомашин
ЗИС-5, из них 22 были разбиты, а 14 - еле-еле на ходу.
В 1943-1944 гг. получены 60 автомашин (вездеходы) для освоения Халмер-Ю. В это
же время получили 2 легковых "виллиса".
5 января 1945 года приказом №12 по личному составу была организована
автотранспортная контора комбината "Воркутауголь" (АТК).
В 1945 году были получены 40 американских тракторов "Алис Чалмер". Также были
направлены на освоение Халмер-Ю, Юнь-Яги и Полярного Урала. В конце 1945 года
поступило ещё 58 американских "студебекеров" в разобранном виде (узлами). Их
собирали на ВМЗ.
Затем ежегодно и регулярно поступали грузовые, легковые автомашины, автобусы,
тракторы, скреперы, бульдозеры, шнекороторные машины, экскаваторы и т.д.
...А что касается автохозяйства "Печоршахтостроя", автобусного хозяйства,
таксомоторного хозяйства, хозяйства геологоразведки, то всё это наше детище, все
они от нашей АТК, все от угля... |