Rambler's Top100

Miti@13

альбом

ВОРКУТАУГОЛЬ


В большую жизнь

1 июня 1932 года на правом берегу реки Воркуты в поселении Рудник заложена первая эксплуатационная шахта по пласту Первому. 20 октября заложена вторая шахта по пласту Четвёртому. 1 сентября 1934 первая экспериментальная шахта №1-2 выдала на-гора уголь. Это стало началом промышленной добычи угля на Воркуте.

Началом же освоения Печорского угольного бассейна следует считать август 1931 года. Именно в это время люди основали первое поселение и больше никогда не покидали места освоения нового угольного месторождения.

В зимовку 1931-1932 гг. на Воркуте было 200 человек, один деревянный дом, банька и пекарня. Жили в землянках. В землянках были и канцелярия, и радиостанция. В 1932 году на месте первого деревянного дома построили ещё 4 жилых помещения, деревянное здание для радиостанции. К этому времени в Воркуту из Обдорска (Салехард) по оленьей тропе прибыл этап из 3000 человек. На руднике и изысканиях трассы железной дороги работало 1500 человек.

К зимовке 1932-1933 гг. на Воркуте было три лагерных пунктах. На 1-м лагпункте имелись следующие постройки: пекарня, баня, каптёрка, околоток, 2 барака на 130 кубометров, склад-сарай на 140 кубометров, конюшня-полуземлянка на 70 лошадей, лесопилка, сушилка, барак для ВОХРа.

В 1933 году сформировался посёлок вольнонаёмных при шахте №1-2, где было 14 домов барачного типа, в одном из которых размещалась школа (всего было 32 учащихся). В посёлке к концу года жили 382 человека, в лагере - 3600 заключённых.

Две электростанции (поселение Рудник и пристань Воркута-Вом) выработали в 1933 году 20 085 кВт*ч, в 1934 - 30 000 кВт*ч электрической энергии. Первый же электрический ток электростанция в поселении Рудник дала 7 ноября 1932 года.

Существующая сложная схема транспортировки угля ограничивала перспективу роста добычи. Первым шагом для разрешения этой проблемы было строительство узкоколейной железной дороги от Воркутинского рудника рудника до Усть-Воркуты протяжённостью 64 километра. Строительство велось в период 1933-1934 гг. Однако из-за сильных снежных заносов эта дорога действовала преимущественно в летний период.

20 октября 1937 года Совнарком СССР принял решение о строительстве железнодорожной магистрали Коноша - Воркута. По первоначальному замыслу железная дорога должна была вступить в эксплуатацию к 1 декабря 1945 года. Однако начавшаяся война потребовала ускоренных темпов строительства. Военная экономика остро нуждалась в воркутинских углях. Поэтому сквозное движение поездов до станции Воркута было намечено открыть к 1 декабря 1941 года. Это были сверхчеловеческие нормативы темпов строительства. Таких темпов мировая практика железнодорожного строительства ещё не знала.

Машинист паровоза П.П. Дунаев, повёл в конце декабря 1941 года по Северо-Печорской железнодорожной магистрали первый состав с воркутинским углём

Строители ежесуточно в предельно тяжёлых климатических условиях прокладывали по два километра железнодорожных путей. И это в то время, когда не хватало рельсов, шпал, других необходимых материалов. Особые трудности испытывали мостостроители. Им предстояло построить мосты через Вычегду, Печору, Малую Северную Двину, Кожим, Кочмес, Усу, Сейду, Воркуту и ещё десятки малых малых рек. Общая протяжённость мостовых железнодорожных переходов составляла несколько десятков километров.

Сооружение мостов ускоренными темпами представляло собой труднейшую задачу не только по объему работ и их технической сложности, но ещё и потому, что не было возможностей обеспечить строительство необходимыми металлоконструкциями. Пришлось прибегнуть к изготовлению деревянных ферм межпролётных строений мостов. Более того, было принято смелое инженерное решение возводить комбинированные мосты, где металл использовался только для опор и перекрытия главных пролётов. Но даже этого минимума не хватало.

Для обеспечения строительства Северо-Печорской магистрали решением правительства в двухмесячный срок были демонтированы металлоконструкции высотной части второй очереди строительства Дворца Советов в Москве. Этим же решением московским заводам было поручено изготовить 4700 тонн мостовых пролётных строений. Кроме того, были демонтированы один из мостов через канал Москва - Волга и 130-метровая ферма через реку Шексну. Магистраль в Заполярье  необходимо было снабдить минимальными средствами связи, и тогда демонтировали две линии проводов на Дальнем Востоке на участке Хабаровск - Барановская и одну линию на участке Хабаровск - Свободный.

28 декабря 1941 года строители магистрали праздновали свою победу. В центр заполярной кочегарки - Воркуту - пришёл первый поезд. Богатства недр Заполярья получили выход в большую жизнь.

Участники многотысячного митинга, посвящённого приходу первого поезда, отгрузили и в тот же день отправили в столицу Родины Москву первый эшелон угля. Его повёл машинист Пётр Петрович Дунаев.

Угольный склад на пристани Воркута-Вом. 30-е годы

[Home]

©2002-2003 Dmitriy Kostromin


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Используются технологии uCoz