В большую жизнь
1 июня 1932 года на правом берегу реки Воркуты в поселении
Рудник заложена первая эксплуатационная шахта по пласту Первому. 20 октября
заложена вторая шахта по пласту Четвёртому. 1 сентября 1934 первая
экспериментальная шахта №1-2 выдала на-гора уголь. Это стало началом
промышленной добычи угля на Воркуте.
Началом же освоения Печорского угольного
бассейна следует считать август 1931 года. Именно в это время люди основали
первое поселение и больше никогда не покидали места освоения нового угольного
месторождения.
В зимовку 1931-1932 гг. на Воркуте было 200 человек, один деревянный дом,
банька и пекарня. Жили в землянках. В землянках были и канцелярия, и
радиостанция. В 1932 году на месте первого деревянного дома построили ещё 4
жилых помещения, деревянное здание для радиостанции. К этому времени в Воркуту
из Обдорска (Салехард) по оленьей тропе прибыл этап из 3000 человек. На руднике
и изысканиях трассы железной дороги работало 1500 человек.
К зимовке 1932-1933 гг. на Воркуте было три лагерных пунктах. На 1-м
лагпункте имелись следующие постройки: пекарня, баня, каптёрка, околоток, 2
барака на 130 кубометров, склад-сарай на 140 кубометров, конюшня-полуземлянка на
70 лошадей, лесопилка, сушилка, барак для ВОХРа.
В 1933 году сформировался посёлок вольнонаёмных при шахте №1-2, где было 14
домов барачного типа, в одном из которых размещалась школа (всего было 32
учащихся). В посёлке к концу года жили 382 человека, в лагере - 3600
заключённых.
Две электростанции (поселение Рудник и пристань Воркута-Вом) выработали в
1933 году 20 085 кВт*ч, в 1934 - 30 000 кВт*ч электрической энергии. Первый же
электрический ток электростанция в поселении Рудник дала 7 ноября 1932 года.
Существующая сложная схема транспортировки угля ограничивала перспективу
роста добычи. Первым шагом для разрешения этой проблемы было строительство
узкоколейной железной дороги от Воркутинского рудника рудника до Усть-Воркуты
протяжённостью 64 километра. Строительство велось в период 1933-1934 гг. Однако
из-за сильных снежных заносов эта дорога действовала преимущественно в летний
период.
20 октября 1937 года Совнарком СССР принял решение о строительстве
железнодорожной магистрали Коноша - Воркута. По первоначальному замыслу железная
дорога должна была вступить в эксплуатацию к 1 декабря 1945 года. Однако
начавшаяся война потребовала ускоренных темпов строительства. Военная экономика
остро нуждалась в воркутинских углях. Поэтому сквозное движение поездов до
станции Воркута было намечено открыть к 1 декабря 1941 года. Это были
сверхчеловеческие нормативы темпов строительства. Таких темпов мировая практика
железнодорожного строительства ещё не знала.
|
Строители ежесуточно в предельно тяжёлых климатических
условиях прокладывали
по два километра железнодорожных путей. И это в то время, когда не хватало
рельсов, шпал, других необходимых материалов. Особые трудности испытывали
мостостроители. Им предстояло построить мосты через Вычегду, Печору, Малую
Северную Двину, Кожим, Кочмес, Усу, Сейду, Воркуту и ещё десятки малых малых
рек. Общая протяжённость мостовых железнодорожных переходов составляла несколько
десятков километров.
Сооружение мостов ускоренными темпами представляло собой труднейшую задачу не
только по объему работ и их технической сложности, но ещё и потому, что не было
возможностей обеспечить строительство необходимыми металлоконструкциями.
Пришлось прибегнуть к изготовлению деревянных ферм межпролётных строений мостов.
Более того, было принято смелое инженерное решение возводить комбинированные
мосты, где металл использовался только для опор и перекрытия главных пролётов.
Но даже этого минимума не хватало.
Для обеспечения строительства Северо-Печорской магистрали решением
правительства в двухмесячный срок были демонтированы металлоконструкции высотной
части второй очереди строительства Дворца Советов в Москве. Этим же решением
московским заводам было поручено изготовить 4700 тонн мостовых пролётных
строений. Кроме того, были демонтированы один из мостов через канал Москва -
Волга и 130-метровая ферма через реку Шексну. Магистраль в Заполярье необходимо
было снабдить минимальными средствами связи, и тогда демонтировали две линии
проводов на Дальнем Востоке на участке Хабаровск - Барановская и одну линию на
участке Хабаровск - Свободный.
28 декабря 1941 года строители магистрали праздновали свою победу. В центр
заполярной кочегарки - Воркуту - пришёл первый поезд. Богатства недр Заполярья
получили выход в большую жизнь.
Участники многотысячного митинга, посвящённого
приходу первого поезда, отгрузили и в тот же день отправили в столицу Родины
Москву первый эшелон угля. Его повёл машинист Пётр Петрович Дунаев.
|