Первый уголь Воркуты
27 марта 1930 года Совет Труда и Обороны СССР принял
постановление "О развитии каменноугольной промышленности и расширении
геологических работ в бассейне реки Печоры".
Уже в мае-июне 1931 года с
началом навигации на реку Воркуту двинулся отряд из 43 человек. Руководил
отрядом А.А. Волошановский - специалист-горняк из Донбасса. В составе отряда
была и группа вольнонаёмных геологов под руководством Г.А. Чернова. 30 июня
высадились на пустынный берег реки Усы - слияние её с рекой Воркутой. Позже
здесь появится поселение Воркута-Вом, откуда возьмёт начало первая в Республике
Коми узкоколейная железная дорога. Второй отряд в количестве 40 человек под
руководством И.М. Лямина прибыл 30 июля 1931 года.
У первопроходцев было правительственное предписание: провести разведочные
работы на правом берегу реки, заложить шахту и за зиму 1931-1932 гг. добыть 60
000 пудов угля.
Двинулись на Воркуту двумя группами. Оба отряда на 16 лодках с грузом
(техническое оборудование для бурения и эксплуатации шахт, продовольствие для
100 человек, сруб бани, лес для крепления выработок в шахтах) отправились вверх
по реке Воркуте. А 5 человек верхом на на лошадях с тюками (геологи И.М. Лямин,
Н.Н. Инкин, топограф Подобедов, горняки Андреев и Правиков) ушли к месту работы,
чтобы до прибытия рабочих наметить места закладки первых шурфов, первого
рудника.
Вспоминает геолог отряда Николай Николаевич Инкин: "...2 августа 1931 года мы
прибыли к месту будущего рудника. Поставили флаг и палатку, ознакомились с
местностью, донецкие шахтёры Правиков и Андреев прошли за три часа трёхметровый
шурф и вскрыли первый пласт. На следующий день были вскрыты ещё три угольных
пласта прекрасного качества. 6 августа на четвёртый пласт была заложена первая
штольня. Этим мы положили начало эксплуатационным работам по углю на Воркуте".
|
|
В августе же 1931 года Президиум ВЦИК принял постановление: создать в Коми
автономной области новую отрасль - каменноугольную. В 1931 году попутная добыча
угля на рудниках Еджыд-Кырта (река Печора) и Воркуты составила 9884 тонны.
Начальник Ухтпечлага Яков Мороз в своём отчёте по итогам работы в 1931 году
писал: "Общая добыча угля в Воркуте характеризуется следующими цифрами: план -
1084 тонны, факт - 1176 тонн... Угли Воркуты по своим качествам являются
особенно ценными, давая значительный выход спекающегося кокса. По своим
качествам угли Воркуты не уступают, а в некоторых отношениях (содержание серы)
превосходят донецкие угли..."
1931 год - год добычи первой тысячи тонн угля. В первые годы острейшей
проблемой была перевозка угля потребителям. По мелководной и порожистой реке
Воркуте уголь перевозился на специальных лодках, в её устье перегружался на
небольшие баржи, в которых уголь транспортировался по реке Усе. У Усть-Усы уголь
перегружался в крупные баржи и перевозился до устья Печоры, где, наконец,
переваливался на морские суда. 28 июля 1933 года газета "Известия" сообщила, что
в Архангельск прибыл грузовоз "Свердлов", доставивший первую партию
воркутинского угля для Северного флота.
|