Конспект лекций
по Социологии.
ВГИ СПГГИ(ТУ)
2001-2002 уч. год,
преподаватель
Вахнин Н.А. |
|
|
Вводная тема
Общество, как система
- Общество, как социальный организм;
- Структура общества;
- Социальная структура общества
Общество - сумма связей и отношений, в которых люди находятся друг
с другом.
Для возникновения общества необходимы следующие предпосылки:
- Пригодные условия существования;
- Люди;
- Совместная деятельность
А. В основе развития общества лежит материальный
базис, изучаемый экономическими науками, которые анализируют способ
производства, его структуры, всё что связано с производством материальных
благ, обращением товара и т.п.
В. Социальная структура общества - вся
совокупность индивидов, социальных групп, классов, общностей, которые
функционируют и развиваются по соответствующим законам и тесно связаны друг
с другом (государство и право, ...).
С. Политическая жизнь общества - возникает на более позднем этапе
его развития, в результате его раскола на классы и появление государства
(государство и право, политология...).
Д. Духовная жизнь - своеобразный "мозг" общества,
основой которого является общественное сознание и его основные формы:
мифологическое сознание, религиозное, философское, эстетическое
(художественное), научное, правосознание, политическое, экономическое,
экологическое...
Все эти сферы тесно взаимосвязаны друг с другом и имеют
свои законы и закономерности функционирования, оказывая определённое влияние
друг на друга.
Попытки понять источники и движущие силы общества предпринимались со времён
античности; большинством мыслителей считалось, что оно зависит от уровня
религиозности, образования, деятельности критически мыслящих личностей и
т.д. Наиболее ярко этот взгляд на развитие общества сформулировал Гегель (XIX
в.) - связывал развитие общества с развитием "мирового духа". Он считал, что
история человечества едина, а критерием развития является степень воплощения
мирового духа в дух конкретного народа, который в тот или иной момент
становится всемирно историческим и оказывает воздействие на развитие других
народов и культур, т.е. является центром мирового развития.
Все эти взгляды получили название идеалистического понимания истории,
согласно чему, общественное сознание определяет общественное бытие.
С появлением Марксизма (40-е гг. XIX в.) кардинально меняются взгляды на
развитие общества. Согласно Марксизма, развитие общества - это есть
естественно-исторический процесс смены общественной формации. Из всех
общественно-политических отношений, в качестве главных выделяются
экономические, изменение которых приводит к изменению в других сферах.
Согласно Марксизма, общественное бытиё определяет общественное сознание -
материалистическое понимание истории.
В науке имеют место и другие теории, объясняющие источники и движущие силы
развития общества, которые в качестве критериев, выделяют иные факторы,
например: уровень цивилизации, социокультурные факторы, использование
энергетических источников и т.п.
Предмет социологии. Структура и
функции
- Термин "социология" - от латинского "социатос" - общество и греческого
"логис" - наука; т.е. - Наука об обществе.
Для того, чтобы понять особенности науки, необходимо
вычленить собственно область социологического исследования, определить те
методы, которыми социология оперирует. Для этого следует провести
разграничение между объектом и предметом социологии.
-
Объект науки: то, на что направлено изучение, часть
внешней реальности, выбранной для изучения (для социологии - общество).
Специфика социологии в том, что она изучает общество, как целостность (вся
совокупность связей и отношений, которые носят название социальных).
-
Предмет науки (предметная область): - это результат
теоретического исследования. Носителями и выразителями каких-либо
социальных качеств являются индивиды, группы, классы.
Предмет социологии нельзя определить также однозначно, как объект
исследования, т.к. менялся на протяжении истории этой науки, появлялись
новые школы и направления:
-
Автор термина "Социология" Огюст Конт
(1798-1848). Социология должна быть позитивной, должна опираться на опыт,
наблюдение. Идея Конта - употребить изучение общества изучению природы.
Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность,
отличная от индивидов и государства и подчинённая собственным естественным
законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании
общества. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие
выявить законы развития общества. Проект социологии явился результатом
четырёх фундаментальных идей, развивавшихся в течении столетий: идея
общества, идея естественного закона, идея прогресса, идея познания.
-
Эмиль Дюркгейм (1858-1917, фр.) - называл
предметом социологии социальные факты, под социальными понимал
коллективные во всех проявлениях. Первым затронул тему отклонения от норм
(книга "Самоубийство" 1897).
-
Макс Вебер (1864-1920, нем) - главная задача
социологии - отыскание смысла человеческих действий. Стал основоположником
"понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий
людей. Важнейшим признаком социального действия является субъективный
смысл - личностное осмысление возможных вариантов поведения, возможна
сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание
этой реакции.
-
Марксизм - предметом социологии считает научное
изучение общества, как социальной системы и составляющих его структурных
элементов (личностей, социальных общностей, социальных институтов).
Примерно такое определение распространено в современной литературе.
Социология связана со всеми науками об обществе, которые раскрывают
отдельные грани общества.
Специфика социологического объяснения
Связана с определённым подходом к объяснению человеческих
(социальных) действий и их результатов. Объяснение социологического типа
можно свести к объяснению поведения людей, различиями в культурной
принадлежности и различным положениям в социальной культуре.
Культурная принадлежность связана с усвоенными целями, нормами поведения,
языком, идентификацией.
Идентификация - отождествление человеком себя с какой-то общностью.
Местоположение действия в социальной структуре связано с формальными и
неформальными стандартами ресурсов, доступных человеку (например директор и
секретарша). Таким образом, с т.з. социологии, люди действуют так потому,
что принадлежат к определённой культуре и обладают определёнными ресурсами
для этого. Социологические объяснения связывают действия индивидов с
развитием общества в целом.
Решение вопроса о специфике социологии связана с ответом на вопрос, когда же
она появилась, как самостоятельная наука.
С точки зрения науковедения, самостоятельные науки определяются наличием
определённых признаков - атрибутов:
- сформировавшееся сознание учённых, специализирующихся в данной
области;
- созданием специализированных переодических изданий;
- введением данных научных дисциплин в кчебные планы;
- созданием специализированных учебных заведений;
- созданием национальных и международных ассоциаций.
Структура социологии
Система - упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между
собой и образующих некоторую целостность.
Основные признаки социальных систем:
- качественная определённость;
- выделеность относительно среды существования;
- гетерогенность (неоднородность состава);
- наличие интегральных свойств.
В структуре социологии различают три независимых уровня:
-
Теоретическая социология (уровень фундаментальных
исследований). Задачей является накопление научного знания путём
построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы
данной области;
-
Прикладная социология. Задачей является изучение
актуальных, имеющих непосредственную научную ценность проблем, на основе
фундаментальных знаний;
- Социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний.
Кроме того, в структуре выделяют Макро- и Микро- социологию:
- Макро: исследует крупномасштабные социальные системы и исторически
длительные процессы;
- Микро: повсеместное поведение людей в их непосредственном
взаимодействии.
Эти уровни взаимодействуют между собой; своеобразной
формой пересечения являются отраслевые социологии (социология труда,
экономическая социология, социология организации, социология досуга,
социология здравоохранения, города и деревни, образования и семьи,...).
Термин "Функция" в социологии подразумевает:
- назначение элемента системы по отношению к ней как к целостному;
- зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются
зависимыми от изменений в другой части, или изменения системы в целом.
Функции социологии
-
познавательная: обеспечивает прирост нового
знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и
перспективы развития общества;
-
прикладная: результаты социологических
исследований всегда ориентированы на решение практических задач;
-
функция социального контроля: исполнительная и
законодательная власти, политические партии и движения используют
возможности социологии для ведения целенаправленной политики;
-
прогностическая: в качестве прогноза социология
способна определить диапазон возможностей, которые открываются перед
участниками событий на конкретном историческом этапе (*способна
представить альтернативные сценарии будущих процессов связанных с каждым
из выбранных решений; **рассчитать вероятные потери по каждому из
вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия);
- идеологическая: результаты исследования всегда используются в
интересах каких-либо групп;
- гуманитарная: социология может служить улучшению
взаимопонимания между людьми.
Основные социологические парадигмы
современности
Парадигмы (направления) - совокупность основных положений
и принципов лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным
категорийным аппаратом и признающихся группой учённых.
Основные социологические парадигмы |
Макроуровень |
Микроуровень |
Структурные парадигмы (исследуют общество в
целом и его структуры):
Функционализм - сотрудничество и стабильность в обществе;
Конфликтные парадигмы - акцент на анализ социальной дифференциации в
обществе:
Марксизм - внимание на экономические факторы социальных конфликтов,
Не марксистские направления - изучают роль многообразных факторов в
конфликтах.
|
Интерактивные парадигмы - действия отдельных людей, малых групп;
Парадигмы социального действия - внимание на мотивы поведения и
значениям, которые люди ему придают (М. Вебер);
Символический интернационализм - взаимодействие людей с помощью
интерпретации символов и знаков;
Феноменология - изучает способы, с помощью которых люди
классифицируют явления и осмысливают окружающий мир;
Этнометодология - изучает, как люди придают смысл социологическим
явлениям.
|
Интегральная социология Питирима Сорокина |
Неофункционализм |
Социальная структура общества
Любое общество всегда имеет социальную структуру, под
которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и
т.д.
Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и
соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.
Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей,
отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее
сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной
жизнедеятельности.
Общности бывают:
-
статические (номинальные категории) - например, по
прописке;
-
реальные - те же горожане, в реальной обстановке;
-
массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на
основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;
-
групповые - малые и большие социальные группы.
Социальная стратификация (расслоение общества) -
иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в
результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и
иерархически сгруппированными согласно социальным признакам.
Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его
утверждения.
Виды социальных общностей |
Критерии выделения социальных
общностей |
Признаки общностей |
Классы (страты) |
Место в системе общественного производства |
Отношение к собственности, величине дохода, фактор
власти |
Проф. общности |
Положение в системе разделения труда |
Характер трудовой деятельности |
Отраслевые общности |
Сфера приложения труда |
Направление производственной деятельности |
Этнонациональные |
Этническая и национальная принадлежность |
Общность происхождения языка, территории... |
Региональные |
Межэтнические, межнациональные, межгосударственные связи |
Интернациональные связи во всех областях общественной
жизни |
Демографические |
Половозрастные характеристики индивидов |
Молодёжь, женщины, мужчины, и другие социальные группы |
Территориальные |
Место проживания |
Государственно-административное образование |
Расовые группы |
Морфофизиологические и физические особенности |
Цвет кожи, рост, ... |
Производственные коллективы |
Решение производственных проблем |
Организационные формы трудовой деятельности |
Семья |
Родственные отношения |
Совместное проживание, общее хозяйство, взаимная
ответственность... |
Классы - основа социальной структуры общества.
Зачем нужно знание социальных групп?
-
Социальные группы - своеобразные "двигатели"
общественного развития, без их усилий никакие изменения в обществе
происходить не могут;
-
От характера социальных групп зависит качество
функционирования всех социальных институтов в тот или иной исторический
момент;
-
От того, из каких групп состоит общество, какие из них
занимают лидирующие позиции, какие подчинённые, зависит тип общества, его
общественно-политическое и государственное производство.
Знание ответов на поставленные вопросы позволяет понять:
- почему нас не устраивает, как функционируют социальные институты;
- почему нас не устраивает, как развивается общество;
- почему мы не вышли на тот тип общества к которому стремились.
Начиная с 30-х гг. В Советской литературе устоялось положение о том, что
в социальной структуре СССР есть три класса:
- Рабочий класс;
- Колхозное крестьянство;
- Интеллигенция.
Данное положение не соответствовало социальной структуре
общества, являясь ненаучной. С начала перестройки (80-е - 90-е гг.)
понимание социальной структуры общества изменилось, например академиком
Заславской была предложена новая структура, основанная на конкретных
социологических исследованиях:
- Рабочий класс:
- высокообразованные, политически активные;
- средне-образованные (наиболее массовый тип);
- рабочие (берут от государства больше, чем дают);
- Крестьянство:
- сельские рабочие;
- фермеры;
- колхозники;
- Интеллигенция;
- Военнослужащие;
- Предприниматели;
- Крупные хозяйственные руководители;
- Государственные и партийные работники;
- Высшее политическое руководство;
- и т.д. (студенты, пенсионеры, деклассированные элементы, бомжи,
священнослужители...).
Существует несколько моделей стратификационных систем. Среди них Западная
и Восточная.
Западная (на примере
США); включает семь статусных групп:
-
"Высший высший класс" - главные управляющие
общенациональных компаний, совладельцы престижных юридических фирм, высшие
военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские
светила, известные архитекторы, артисты;
-
"Высший класс" - главные управляющие средних фирм,
инженер-механик, газетные издатели, врачи с частной практикой,
практикующий юрист, преподаватель колледжа...;
- "Высший средний класс" - банковские кассиры, преподаватели
муниципальных колледжей, управляющие среднего звена, учителя средней
школы;
-
"Средний средний класс" - банковские служащие,
дантисты, учителя начальных школ, начальники смен на предприятиях,
служащие страховых компаний, управляющие крупных магазинов,..;
-
"Низший средний класс" - автомеханики, парикмахеры,
бармены, продавцы, служащие отелей, квалифицированные работники, работники
почты, полицейские, водители грузовиков...;
- "Средний низший класс" - таксисты, среднеквалифицированные рабочие,
бензозаправщики, официанты, швейцары...;
- "Низший низший класс" - домашняя прислуга, садовники, привратники,
мусорщики,...
Восточная
(на примере Индии - кастовая система). Имеет место, в основном в
странах, с азиатским способом производства (способ производства определяет
зависимость всех трудящихся от государства, чиновников, занимающихся
распределением благ):
- "Высший слой" (Кшатрии) - вначале, были воины, поработившие Индию и
занявшие господствующее положение;
- "Брахманы" или "Брамины" - священнослужители, обеспечивающие
идеологическую поддержку высшего слоя;
- "Обслуживающий слой" (Вайшьи) - заняты обслуживанием "Высшего слоя";
- "Шудры" (Зависимые) - основная часть населения, имеет свою иерархию;
- "Отверженные" (парии).
Существуют смешанные стратификационные системы, кроме
того, по мнению учённых, люди находятся в постоянном движении, а общество -
в развитии. Поэтому важным механизмом социальной стратификации является
социальная мобильность, которая определяется, как изменение
индивидом, семьёй, социальной группой, местом в социальной структуре
общества.
Вертикальная мобильность - перемещение индивидуумов,
социальных групп из одной страты в другую, при котором существенно меняется
социальное положение (восхождение, нисхождение).
Горизонтальная мобильность - переход от одной социальной
группы к другой, находящейся на одном социальном уровне.
Географическая мобильность (миграция) - смена места
жительства, перемещение на другую территорию.
Некоторые стратификационные
тенденции современного российского общества
-
Постепенное становление классовой системы, при
сохраняющемся влиянии этакратической (этакратия - власть государства,
основана на рангах во властной иерархии; классовая - размеры собственности
и рыночный обмен);
- Изменение в структуре занятости. Новые профессии, развитие
самозанятости;
- Поляризация по имущественному признаку;
- Актуализация физико-технической системы стратификации.
Социальные институты. Социальные
организации
Социальный институт, как важнейший элемент социальной
жизни
Человек в обществе связан множеством нитей с другими людьми. Считается, что
в этой системе связей, социальные институты являются наиболее крепкими. Их
качество функционирования предопределяет жизнеспособность общества.
Социальные институты - исторически сложившиеся устойчивые
формы организации совместной деятельности людей (комплекс установлений,
правил).
Институты основываются не только на чёткой системе правил и норм, но и на
развитом социальном контроле за их исполнением. Процесс образования
институтов - институционализация - замена спонтанного поведения на
регулируемое, ожидаемое, прогнозируемое.
Выделяют следующие типы социальных институтов:
- экономические (материальные сферы);
- политические (борьба за власть и её распределение);
- институты культуры и социализации.
Каждый социальный институт (семья, государство, бизнес,
образование, религия...) имеет установки и образцы поведения, символические
культурные признаки, утилитарные культурные черты, кодекс письменный и
устный, идеологию.
Социальные институты всегда выполняют общественно-значимые функции и
обеспечивают достижения относительно устойчивых социальных связей и
отношений в рамках социальной организации общества.
Неудовлетворённые институтом социальные потребности вызывают к жизни новые
силы и нормативно не регулируемые виды деятельности.
Пути выхода:
- переориентация старых социальных институтов;
- создание новых социальных институтов;
- переориентирование общественного сознания.
Социология семьи и брака
Социология семьи - одна из старейших социальных
дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый
интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с
другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам.
Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических,
социальных, религиозных и иных отношений.
Семья - социально санкционированное и относительно постоянное
объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих
вместе и экономически зависящих друг от друга.
Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например воспитание
детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением
статусов и ролей.
Для социологии важно учитывать три отношения при
определении семьи: супружество, родство, родительство. Если один из
признаков отсутствует, то это лучше называть семейной группой.
Типология семьи
Типы семейных структур многообразны, различаются в зависимости от
характера супружества, особенности родительства и родства.
- Форма семьи: нуклеарная (родители и зависимые от них дети),
расширенная (нуклеарная и родственники)
- Форма брака: моногамия (в шесть раз реже, чем полигамия), Полигамия (полигенея
и полиандрия);
- Выбор пары: зкзогамия (супруги вне данной семейной группы), эндогамия
(браки заключаются внутри данной фратрии);
- Правила ведения родословной и наследования имущества: мужская линия (патрилинарная),
женская линия (матрилинарная), другое;
- Критерий власти: патриархальные, матриархальные;
- По социальному положению: гомогенные - супруги из одной социальной
группы; гетерогенные.
Различают семьи по наличию больших количеств социальных и географических
признаков:
- гомогамные: однородные по национальности, возрасту, образованию...
- гетерогамные: различия по социальным признакам.
По критерию локализации после заключения брака:
- патрилокальные: живут в доме отца супруга;
- матрилокальные;
- унилокальные;
- неолокальные: проживают отдельно.
Функции семьи
- сексуальное регулирование;
- репродуктивная;
- воспитательная;
- хозяйственно-экономическая;
- статусная;
- защитная.
Сегодня к числу проблем можно отнести:
- проблему ранних браков, составляющих категорию риска;
- внебрачные дети (1/3);
- отказ от детей (типично для 16-17 летних);
- патологии.
В плане воспитания различают несколько типов:
- детоцентризм - чрезмерное обожание ребёнка;
- профессионализм - перекладывание забот на д/с, школы,..
- прагматизм - воспитание направлено на развитие таких качеств, как
умение жить, видеть во всём материальную выгоду.
Разводы
Рост числа разводов - черта техногенных цивилизаций (экономическая
самостоятельность женщин, урбанизация и рост социальной анонимности, НТР...).
Специалисты выделяют несколько уровней, на которых возникают конфликты:
- психофизиологический;
- психологический;
- социально-ролевой;
- духовный.
К числу причин могут быть отнесены:
- ранний возраст вступления в брак;
- разность в возрасте;
- алкоголизм, наркомания;
- уровень образования;
- несогласие родителей;
- брак по принуждению.
Трансформация социальных институтов.
Потребности, удовлетворяемые в совместной деятельности
сохраняются, но способы их удовлетворения изменчивы. Трансформации
социальных институтов можно наблюдать на примере новых форм семьи
(материнские семьи, как сознательно выбранное материнство вне брака;
двоежёнство, как сознательное действие по созданию второй семьи, где
рождаются желанные дети), а также можно наблюдать изменение статусов и
ролей. Изменение семьи отражается в изменении идеологии. Например,
феминистская идеология рассматривает семью, как форму эксплуатации женщины и
борется против неё. Прогрессистская идеология утверждает, что семья-институт
будет сменена семьёй-товариществом, т.е. основой семьи должны быть любовь и
симпатия.
|
|