Философия возможна до тех пор, пока признает за другими
право утверждать иную позицию и логику в качестве Истины. И философия
перестает быть собой, превращается в идеологию, а затем и в орудие
реализации чьих-то целей, когда объявляет себя единственно верной,
монополизирует право на истину.
Содержание
На основе
Конспекта лекций
по Философии.
ВГИ СПГГИ(ТУ)
2001-2002 учебный. год,
преподаватель
Вахнина Е.Г. |
|
- Философия. Круг проблем, метод, функции
- Античная философия
- Средневековая философия
- Философия эпохи Возрождения
- Философия Нового времени
- Немецкая классическая философия
- Философия Марксизма
- Русская философия
- Современная западная философия
- Категория бытия в современной философии
- Кризис современной философии
|
ВВЕДЕНИЕ
Философия - это поиски смысла жизни. Смысл жизни
видится нам во всем, к чему мы прикасаемся. Вот прикоснулись к деньгам - и
они превратились в наш смысл жизни. Наши прикосновения мы совершаем в
мышлении и поэтому самые разные явления становятся в один ряд: небо, любовь,
деньги, стремления к обладанию чем-то и т.д. Наша цель - сделать эти
прикосновения физически реальными. Но когда это в конце концов происходит,
они теряют смысл. Парадоксальность ситуации заставляет нас искать какую-то
грань, какой-то компромисс, чтобы и ощущение не пропало, и чувствовалась
легкая тяжесть в кармане.
Это грань между нашим мышлением и реальностью. Как понять где кончается
мышление и начинается реальность? Формально, наше мышление - это то, что
находится в голове, а все что ее окружает - это уже объективная реальность.
Но разве мы понимаем, что то, что мы видим - это только внешняя оболочка,
образ, из которого мы строим нашу жизнь, наделяя смыслами и создавая свою
собственную реальность? Мы видим образы, оболочки, наполняем их смыслом,
собственным существованием, встраиваем в создаваемые нами концепции и в этом
нашем мире рождаются смыслы, где-то здесь и бродит смысл нашей жизни,
который объясняет зачем мы без конца рождаем смыслы и где среди всего этого
реальная картина бытия.
Философские теории, существуя в авторской,
личностно-окрашенной форме, содержат универсалии культуры - характерные для
нее формы выражения всеобщего. Поэтому в силу собственной жизненной позиции
и социокультурного опыта, один может принимать философскую позицию
непротивления злу насилием, которую излагали вслед за библейскими авторами
Л. Толстой, Ганди, А. Швейцер, а другой предпочтет философию прагматизма,
где истина измеряется пользой, или позицию активного переустройства мира
меньшинством для большинства К. Маркса и В.И. Ленина. Осознанное понимание
универсалий культуры через ее философию - путь самоопределения личности в
культуре.
1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ,
МЕТОД, ФУНКЦИИ
1.1. Характер философского знания
Разнообразие подходов к определению предмета и задач философии
С момента возникновения философии, её смысл усматривался в поисках
истины. Кроме Пифагора эту мысль разделял Гераклит (V-VI
века до н.э.).
- Софисты - считали смыслом философии умение доказать для себя
(выгодное для общества);
- Платон (ученик софистов, а впоследствии критик) - "Задача
философии состоит в познании абсолютных и вечных истин. Философами
рождаются, а не становятся".
- Аристотель - "Задача философии в познании всеобщего. Её предмет
- первые начала и причины бытия". "Философия - единственная из наук,
которая существует ради самого знания и понимания".
Философию таким образом различает разнообразие подходов к
определению собственного предмета.
Философию нельзя свести к какой-то одной системе. Она антидогматична.
Особенности философского знания
Во всех философских теориях можно найти ряд особенностей:
- любая из них поднимает наиболее общие вопросы бытия. Само бытие
понимается в универсальном, всеобщем смысле (бытие - небытие; бытие
идеальное - материальное; бытие природы - общества - человека);
- любая из них решает наиболее общие вопросы познания (познаваем ли мир,
в чём смысл познания, применимы ли наши знания к внешнему миру, можно ли
их использовать для его изменения и изменения самого себя);
- Каждая из них изучает наиболее общие вопросы функционирования и
развития общества;
- Любая философская теория изучает наиболее общие вопросы человека.
Философия, как мировоззрение. Исторические формы мировоззрения
Философское знание имеет предельно общее содержание и стремится к
отображению мира в целом. Это говорит о её мировоззренческом характере.
- Мировоззрение:
- совокупность воззрений, принципов, идей, норм и оценок, отражающих мир
в целом, человека и его место в этом мире, его отношение к нему.
Мировоззрение имеет два уровня:
- мироощущение (миропредставление) - носит эмоционально-чувственный
характер;
- миропонимание - отражение мира и человека с помощью понятий, носит
рационально-теоретический характер ("рацио" - разум, интеллект, мышление).
Мировоззрение может быть не только философским. Историческими формами
мировоззрения являются: мифология, религия, философия.
Философское мировоззрение выражено специфическими средствами:
категориями, принципами, законами.
- Категория:
- наиболее общее понятие, которое отражает наиболее общие связи,
отношения и стороны бытия (материя и сознание, пространство и время, форма
и содержание, система - структура - элемент).
Философия возникла в борьбе с мифологическим и
религиозным мировоззрением, как попытка рационально объяснить окружающий мир
и человека. Если мифология и религия обращена к человеку, как способному
верить, то философия обращена к способности человека мыслить. Философия
выполняет функцию теоретического обоснования того типа мировоззрения,
которое доминирует в обществе в данную эпоху или у данного народа.
1.2. Круг философских проблем и
структура философского знания. Основной вопрос философии
Всё разнообразие философских проблем можно свести к ряду больших групп:
- Онтологическая группа - в учении о бытии;
- Гносеологическая группа ("гносис" - знание) -проблемы познания мира,
логика, методология, философия науки;
- Антропологическая - проблемы, возникающие в процессе реальной жизни
человека (философия, антропология);
- Аксиологическая ("аксио" - ценность) - учение о ценностях. Древнейшими
ценностными науками являются этика и эстетика;
- Праксиологическая ("праксис" - деятельность) - изучает наиболее общие
проблемы человеческой деятельности (праксиология);
- Социально-философская группа - проблемы общества.
Основной вопрос философии - является интегративным
ядром всех философских проблем, вопрос об отношении материи и духовного,
бытия и сознания, вопрос о возможности и достоверности человеческого знания.
Основной вопрос философии имеет две стороны (два аспекта):
- В решении первой стороны основного вопроса философии сложились три
позиции:
- Монизм - одно начало мира (материя или сознание).
Выступает как материалистический или идеалистический (что первично?
- материя или сознание?).
- Объективные идеалисты - в основе мира лежит некоторое духовное
начало, независимое от сознания человека (Платон - миридей, Фома
Аквинский - бог, Гегель - абсолютная идея...). "Объективное" -
философская категория, обозначающая существование, не зависящее от
сознания и воли человека.
- Субъективные идеалисты - мир является результатом деятельности
человеческого сознания (Дж. Брекли: "Для вещей быть - значит быть в
наших ощущениях"; Дэвид Юн: "Мы приписываем вещам независимое от нас
существование. На самом деле мы не можем ничего о них сказать, ибо
имеем дело только с нашими ощущениями");
- Дуализм - признание равноправия двух начал мира (материя и
сознание и их соотношение);
- Плюрализм - признаёт множество начал мира (Эпидокл - вода,
воздух, земля, огонь; В китайской философии к этим четырём добавляется
ещё и дерево);
- Вторая сторона:
- Агностицизм - мир принципиально не познаваем;
- Скептицизм - мир познаваем, но существуют пределы
человеческого познания; высказываются сомнения в возможности
достоверного знания;
- Релятивизм - знания имеют условный, относительный характер;
- Оптимизм - утверждает способность человека получать
достоверные знания (объективную истину).
1.3. Проблема методов философии.
Диалектика и метафизика
- Философский метод -
это система наиболее общих принципов и приёмов теоретического и
практического освоения мира, а также способ построения и обоснования
самого философского знания. Задаёт общие принципы, ориентиры познания и
деятельности (Ф. Бекон: "Философский метод - факел, освещающий путь")
Философский метод выступает, как диалектический и метафизический.
Диалектика -
всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления.
Историческими формами являются:
- Диалектика античности - Гераклит особое внимание уделял движению и
изменению вещей, переходу противоположностей друг в друга, т.е.
диалектика объективного мира ("дорога в гору, является дорогой вниз",
"нельзя в одну реку войти дважды"); Сократ и Платон под диалектикой
понимали ведение спора, диалог с целью выяснения смысла понятий и
достижения истины - диалектика мышления (субъективная диалектика).
Диалектика может быть как материалистической, так и идеалистической.
Гераклит был материалистом и его диалектика создаёт существенный
материалистический компонент.
- Идеалистическая диалектика. Её создали представители немецкой
классической философии. Среди них выделялся Гегель, создавший систему
диалектики, которая выступала и как теория и как метод XVIII-XIXвв.);
- Материалистическая диалектика. Создана Марксом и Энгельсом в
середине XIX века (1846-1851гг.).
Метафизика -
является противоположным диалектике методом познания. Её особенность в
создании однозначной, статичной картины мира, в преувеличенном
рассмотрении тех или иных моментов или фрагментов бытия. Примерами
метафизического мышления выступают рассуждения: "либо да, либо нет", "либо
белое, либо чёрное".
Однако сам по себе способ рассмотрения вещей в статике, изолированно от
других имеет право на существование. Это метод абстрагирования,
т.е. отвлечения от второстепенного на данном этапе исследования.
Для познания, однако, вредны преувеличение как покоя, так и движения:
"нет покоя без движения и движения без относительного покоя".
1.4. Функции философии
Специфика философии проявляется в её функциях. Основными Функциями
философии являются:
- Мировоззренческая - теоретическая функция; с помощью категорий,
примеров и законов обосновывает мировоззрение той или иной эпохи, того или
иного периода;
- Методологическая функция выступает как общее учение о методе и
вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира
человеком;
- Познавательная функция исследует наиболее общие стороны, связи и
закономерности в системе "мир-человек". Цель: разрабатывать и обосновывать
основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной,
социополитической ориентации людей. В этом смысле философия выступает как
школа теоретического мышления и мудрости;
- Способствует формированию и развитию культуры мышления человека;
- Прогностическая функция - формулирует гипотезы об общих тенденциях
развития природы, общества, человечества...;
- Социокультурная функция - выступает как высшая форма самосознания
культуры данной эпохи или данного народа. Она анализирует, критикует и
оценивает состояние культуры и прогнозирует перспективы её развития в
будущем.
2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
2.1. Периодизация античной
философии
- Досократовский период или ранняя философия
Это период оформления философии в
VII-VI вв. до н.э. - до перелома в V веке
до н.э., когда происходит переориентация от философии природы к философии
человека и общества. Сюда относят милетскую школу (Фалес, Анаксимен,
Анаксимандр), элеаскую школу (Парменид, Зенон..), Гераклита, Пифагора,
Эмпедокла, Анаксагора...;
С середины V века до н.э., почти до конца
IV века - Платон, Аристотель, Демокрит;
Конец IV века -
II век до н.э. Возникновение ряда школ и
направлений. Многие из них возникают под влиянием Платона и Аристотеля.
Наиболее популярны - эпикуреизм, стоицизм;
I век до н.э. -
V-VI вв. н.э. Это
скорее этап сохранения греческого наследия, чем его продолжения. По прежнему
наиболее влиятельны эпикуреизм и стоицизм. Формируются начала христианской
философии, выходящей за рамки той духовной атмосферы.
2.2. Основные черты античной
философии
-
Космоцентризм: В центре внимания философов
античности находился космос, особенно в ранний период. Философов
интересовал вопрос о сущности природы, космоса, мира в целом. Поэтому
досократиков называли физиками ("физис" - природа). Этот интерес был
обусловлен характером древнегреческой мифологии, которая была "религией"
природы, её обожествлением. Важнейшая проблема древнегреческой мифологии -
проблема происхождения мира. Если мифология отвечала на вопрос "кто родил
космос?", то философия - "из чего он произошёл?"
-
С момента возникновения, философия мыслилась, как наука
о причинах и началах всего сущего, т.е. античной философии присущ
объективизм и антологизм.
- Объективизм: что собой представляет и как существует внешний мир -
сам по себе, независимо от мышления, воли и желания человека;
-
Антологизм. Антология - учение о бытии, т.е. о том,
что действительно существует, т.е. неизменно во всех своих изменчивых
формах и что только значится существующим;
-
Стихийная диалектика мышления. Космос - главный объект,
единое целое. Его начало (Гераклит - огонь, Даллес - вода, Демокрит -
атом, Платон - идея), неизменно и самотождественно, но приобретает
различные формы, испытывая всевозможные превращения.
2.3. Учение о бытии
Демокрит
Считал, что основой всего являются атомы и пустота. Атомы
имеют бесконечное множество форм, они есть сущее, движение в пустоте.
Пустота - это не сущее. Атомы имеют свою величину, порядок и положение, они
(вместе с пустотой) являются причиной всех вещей. Атомы сами по себе
неизменны, следовательно материя неуничтожима и несотворима (всегда
существовала). Новым в античном мышлении является Демокритово понимание
бесконечности, неуничтожимости и несотворённости вселенной, убеждённость в
существовании бесконечного множества миров, которые возникают и гибнут.
Проблему познания Демокрит решает с материалистической
точки зрения. По его убеждению от вещей отделяются образы и помещаются
где-то между вещью и сетчаткой глаза, т.е. гносеологический образ у
Демокрита оказывается материальным. Демокрит - сторонник строгой
необходимости. Развитие вселенной, порядка мира - определено движением
атомов. "Причина всякого возникновения - вихрь, и этот вихрь -
необходимость".
Платон
Первый последовательный идеалист античности. Его
концепция сформировалась в процессе критики Демокрита и всей
материалистической традиции. Лучше всего философия Платона представлена в
работе "Закон", где его антологические, политические, этические и
эстетические взгляды объединяются воедино. У Платона материальный мир,
окружающий нас, является лишь тенью и производной от мира идей, т.е.
материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира
преходящи - возникают, изменяются и гибнут, поэтому не могут быть подлинно
сущим. Идеи неизменны, неподвижны и вечны. Именно эти их свойства придают им
подлинное, действительное бытие. Бытие идей и является единственным
предметом подлинного познания.
Идея существования вне материального мира, не зависит от
него и от сознания человека, т.е. объективна. Мир вещей занимает
промежуточное положение между подлинным бытием (мир идей) и небытием
(материя, как таковая, в себе).
Мир идей согласно Платона расположен на планете
Гиперурания. Ядро теории познания Платона - теория воспоминаний. Душа
вспоминает идеи, которые познавала, находясь в царстве идей. Эти
воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удаётся отстраниться
от телесности. Душа бестелесна, она не возникает одновременно с телом, но
существует вечно. Тело подчиняется душе.
Аристотель
Если о Платоне можно сказать, что он обобщил в своих
работах почти все идеалистические системы до него, то Аристотель логически
завершил всю предшествующую философию. Поэтому его называют не только
философом, но и энциклопедистом.
Основная группа работ Аристотеля посвящена учению о бытии. Кроме того,
Аристотель создал серию работ по вопросам философии и природы, по
обществознанию, а так же по логике и методологии познания.
Ядром философии Аристотеля является учение о бытии (антология). Основой
всякого бытия он считал первую материю. Она принципиально не определима, её
нельзя считать даже составной частью конкретной вещи или явления. Основой
всего выступают огонь, земля, вода, воздух. Сами эти вещества - суть
соединения первой материи и формы. Первая материя - лишь потенциальное
бытие. Форма образует из потенциального бытия действительное, реальное
бытие.
Аристотель по новому решает отношение общего и единичного - как отношение
двух сторон действительности. Форма имеет активный, деятельный характер, а
материя пассивный.
У Аристотеля находим и самые общие определения движения - это реализация
осуществления сущего, это переход возможности в действительность, поэтому
движение это универсальное свойство бытия.
В философии Аристотеля важное место занимает категория причинности. Он
различает четыре вида причин:
- Материальная. Содержится в самой первой материи, в её
характере. В этом смысле она потенциальна;
- Формальная. Соединена с формой, как активный принцип, который
творит из материи истинную реальность;
- Активная (движущая) причина - то, откуда идёт начало движения,
то, что оформляет материю;
- Конечная (целевая) причина - объясняет цель и смысл движения - то,
ради чего происходит движение.
Для понимания и объяснения бытия необходимо познать все
виды причин, ибо благодаря их воздействию существуют вещи. Познание
формальной причины важнее, чем познание материальной, однако каждая вещь
находит своё завершение в том назначении, в котором она возникла и
существует. Таким образом познание конечной причины выступает целью
познания.
Аристотель впервые вводит в ясно осознанной форме проблему теологии (учение
о целесообразности мира).
2.4. Проблема человека и общества в
философии античности
"Софисты"
Первые обратили внимание на специфику человеческого
бытия. Протагор: "Человек есть мера всех вещей". Софисты подготовили
антропологический переворот, совершённый в античной философии Сократом.
Сократ (470-399 гг. до н.э.)
Попытался осмыслить своеобразие человека через
рассмотрение специфики его деятельности, особенно в сфере нравственного
поведения. В беседах с людьми он стремился выявить глубинные основания
поступков, ведущих к достойному образу жизни. Добродетель, считал он - это
знание, ибо нужно знать, что есть добродетель, для того, чтоб
соответствовать этому. Таким образом, Сократ сделал философское открытие -
основа деятельности человека - всеобщие понятия, которые по своей природе
идеальны. Сократ первым отчётливо осознаёт принципиальное отличие
деятельности человека от действия природных сил. Это отличие в том, что
человек руководствуется общими понятиями.
Платон
Структуры космоса, государства, человеческой жизни полностью аналогичны.
Их устройство тройственно:
- Космос: высший вечный мир идей; душа мира, объединяющая мир
чувственных вещей; телесный мир чувственных вещей - мир разнообразия и
изменчивости;
- Государство: представляет собой иерархию трёх сословий (философы и
правители, воины и стражники, свободные труженики. Раб считался орудием
труда);
- Душа человека: разумная (высшая часть); яростная (воля); вожделеющая
(чувства).
В его философии мир - это всеобъемлющий космос, в котором
отведено место общественной жизни, каждому человеку. Разумное постижение
идей обеспечивает человеку добродетельную жизнь. Если в человеке преобладает
яростная или вожделеющая душа - ему закрыт доступ к истинно человеческому
удовлетворению жизнью.
Человек - единство души и тела. Характеризуя взаимодействие человека и
государства, Платон говорит, что им присущи одни и теже начала и их число
одинаково, т.е. Платон показывает принципиальное тождество природы человека
и общественного устройства жизни.
Аристотель
Трансформировал систему объективного идеализма своего
учителя, в т.ч. его учение о человеке. Для познания причин существования
вещей, человек, по Аристотелю, пользуется логикой, называя её органоном
(чисто человеческим изобретением).
Открытием Аристотеля было осознание качественного отличия общественной жизни
от природного бытия и понимание человека, как существа общественного,
существование которого возможно только в обществе. Государство, как высшее
достижение общественной жизни, первично по отношению к человеку. Любой
гражданин, индивид - есть подлинный человек в качестве гражданополиса -
сообщества свободных граждан. Всякий человек, не являющийся Греком - не
полноценный человек, варвар. "Варвар и раб по природе своей понятия
тождественные".
Проблемы человека и общества, а также государства приобретают большое
значение в эпоху эллинизма (IV - I вв. до н.э.).
Эпикур
Человек - чувствующее существо и его чувства являются
основным критерием морали. Высшим благом считал блаженство, наслаждение, как
вытекающие из человеческой сущности. Общество - совокупность индивидов,
которые договорились не вредить друг другу. Соблюдение этого договора -
справедливость. Эпикур в определённой степени предвосхищает теорию
общественного договора, возникшего в философии нового времени (XVII
- XVIII вв.). Эпикур советовал мудрым избегать общественной
деятельности. Замкнутость в частной жизни - типичное проявление
индивидуализма.
3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
3.1. Социокультурные и
мировоззренческие предпосылки возникновения
Первые века нашей эры характеризуются кризисом
рабовладельческого строя и возникновением феодализма. Этот процесс
сопровождается возникновением государства, ставшим ведущим явлением
западного средневековья. Философия в эту эпоху развивается в рамках
христианского мировоззрения.
Христианское мировоззрение складывалось в борьбе с античным и отличалось
главным образом по следующим позициям:
-
Античное ориентировалось преимущественно на внешний мир
и стремилось осознать его как грандиозное, новое, живое и гармоничное
образование (космос). Средневековое обратилось внутрь человека, т.е. идея
христианства - личное спасение. Предметом анализа становятся совесть,
вера, надежда, любовь, самосознание, религиозный мотив... Средоточием
духовности объявлялась вера. Разуму отводилась второстепенная роль;
-
Человек, в античном мировоззрении, занимает центральное
место, в силу центрального положения Земли в структуре вселенной. В
средневековой философии, центральное место человека обуславливается тем,
что он является высшим творением бога, по образу и подобию. Существенное
отличие человека от всего мира усматривалось в его духовности;
-
В античном мировоззрении неравенство людей
усматривалось в их природе. В средневековом - все люди равны перед богом,
ибо несут духовное начало (именно в этом их подобие богу). Признание этого
было громадным, но противоречивым шагом вперёд, ибо не означало
социального, политического и экономического равенства. Все люди рабы божьи
- возникает идея универсализма человеческой природы, а Христианство
понимается, как универсальная религия.
- В античном мировоззрении время циклично. В средневековом, мир обретает
временной вектор - от сотворения его богом, до предстоящего ссудного дня.
- В отличии от античного культа человеческой телесности, восхищения её
красотой, в средневековой плоть понимается, как носитель греховности,
поэтому её стремились обуздывать, умерщвлять.
3.2. Учение о бытии в философии
средних веков
Важнейшая тема христианской антологии (учение о бытии) -
тема отношения бога и сотворённого им мира.
Схоластика (Греция, XI-XIV вв.) - философия, господствующая в
школьном преподавании. Основная задача схоластики - обоснование, защита и
систематизация религиозных догматов, абстрактным, логическим путём. Тем
самым, в какой-то мере, признавалась роль разума в познании.
У Аристотеля причина не порождает, а структурирует вещь, оформляет, т.е.
причина у него не порождающий, а определяющий фактор.
В христианской антологии причина и следствие понимаются, как два уровня
бытия. До акта божественного творения, низший уровень отсутствует.
Возникновение следствия (мира) никак не сказывается на причине - в
средневековой антологии категория причинности разрабатывается в
метафизическом понимании, которое в последствии было унаследовано
естествознанием нового времени. Земная действительность, сотворённая богом,
рассматривается как низшая реальность, не имеющая антологической ценности, а
поэтому не являющаяся подлинным объектом познания (влияние Платонизма).
В средневековой антологии, наряду с категорией причинности, по новому
трактуются категории "возможность и действительность", "материя и форма",
"общее и особенное" (единичное).
Особый вклад в это направление внёс систематизатор схоластики Фома
Аквинский (1225-1274). Его труды "Сумма теологии", "Сумма философии",
"Сумма против язычников" опираются главным образом на труды Аристотеля.
Бытие Аквинским рассматривается как возможное и как действительное. Материя
- чистая потенциальность. Это слабейший вид бытия, который пассивно
воспринимает воздействие извне. Ничто материальное без формы не существует.
Форма - принцип порядка и чёткости, зависит от высшей формы - Бога. Бог -
существо чисто духовное, сообщающее активность материи.
Проблема соотношения общего и единичного рассматривается в
средневековой философии с двух позиций:
-
Реализм (Августин Блаженный, 354-430 гг.;
Ансельм Кентерберийский 1033-1109 гг.). Реалисты решали данную
проблематику в духе Платона, настаивая на реальном существовании понятий
(универсалий) общего, как мыслей творца перед актом творения, ибо творение
не могло состояться без определённого плана и образца. Фома Аквинский
стоял на позициях умеренного реализма, утверждая, что универсалии
существовали до вещества, существуют в вещах и будут существовать после
вещей;
-
Номинализм. Вырабатывается в поздней схоластике.
Его представители считали универсалии лишь "ноуменами" (именами),
названиями вещей. С их точки зрения существуют единичные предметы,
обладающие подлинным существованием, универсалии же опираются лишь на
подобия единичных вещей (Вильям Оком 1281-1349).
Если реализм трактовал общее, как нечто идеальное и
предшествующее единичным вещам, т.е. решал проблему связи общего и
единичного идеалистически и метафизически, то номинализм был своеобразным
материалистическим решением этого вопроса.
Номинализм делает шаг вперёд в построении новой антологии: в соотношении
общего и единичного акцент смещён в пользу единичного, которому даётся
статус подлинной реальности. Общее - производное, вторичное.
3.3. Учение о познании
В средневековой философии человеческие знания считались
неизменными, божественным откровением. Источник и хранилище всех знаний -
Библия. Таким образом процесс познания в основном сводился к процессу
преподавания. Цель познания - перестройка души с помощью слова божьего.
Характерная черта средневековой философии - теоцентризм - обращение к богу,
как к началу и причине мира. Необходимость постоянной защиты и
доказательства основных христианских догм и бытия бога обусловила
преимущественное развитие логики, как философской дисциплины.
4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
4.1. Мировоззренческие и
методологические установки Возрождения
С XV века в Европе начинает складываться новая картина
мира. Главное в ней - новое понимание человека. Существенное значение в этом
процессе имело искусство. Человеческая телесность, естественные потребности,
впервые после 1000 лет средневековья, осознаются не как носители греховности,
а как высшая ценность и подлинная реальность. Таким образом словесному миру
религии и схоластики противопоставляется мир в его непосредственности,
чувственном богатстве.
Поэтому мировоззренческая установка Возрождения состояла в открытии
самоценности человеческой личности и в гуманистической направленности
познания.
Эпоха создала идеал культурного индивидуализма, который имеет
общечеловеческое значение. Ведь гуманистический индивидуализм эпохи
направлен не на практическую экономическую деятельность, а на культурную.
Методологическая установка Возрождения - переход от мёртвых абстракций и
комментирования сочинений древних библейских пророков к живому наблюдению
вещей.
Потребность изображения человеческого тела не в символическом, а
естественном виде дала толчок к развитию анатомии, интерес к оптике. Мир
резко раздвинул свои границы.
4.2. Возрожденческий гуманизм и
проблема унитарной индивидуальности
Гуманисты - социальная группа, сложившаяся в
Италии к эпохе Возрождения. Они утверждали новую систему духовных ценностей:
приоритет личных достоинств, личного благородства над происхождением
(учёность возвышает человека больше, чем происхождение, богатство, власть).
Сущность возрожденческого гуманизма - индивидуальное совершенствование путём
приобщения к культуре. Цель жизни - не спасение души, а творчество,
познание, служение людям, а не богу.
Для гуманистов античность предстаёт как "Золотой век", идеальный образец.
Поэтому особую разработку получил неоплатонизм. Стремление возвысить
человека возродило неоплатонистическую идею нисхождения божественного смысла
в мир, идеи насыщенности мира, космоса божественным смыслом. Бог становится
ближе к человеку, он слит с миром, одухотворяет мир - это пантеизм ("пан" -
всё; всебгоие - Бог во всём).
4.3. Натурфилософия эпохи
Возрождения
Развитие науки и технический прогресс обусловили
возникновение философии природы. Зачастую она носила пантеистический
характер. Представителями данной философии были Б.Телезио, П.Помпонации,
Н.Коперник, Дж.Бруно, Н.Кузанский.
Николай Кузанский (1401-1464)
Как и большинство философов своего времени,
ориентировался на неоплатонизм. Платон и неоплатоники противопоставляли
единое (идея) не единому (вещи). Кузанский исходит из христианского
принципа монизма, заявляя: "единому ничто не противопоставлено", "единое -
есть всё". Это утверждение направлено против христианского теизма,
отличающего творение (всё) от творца (единого). В этом состоит специфика
возрожденческой антологии, по отношению к средневековой и неоплатонической.
Человек, это тоже бог, но не в абсолютном смысле. Кузанский предугадывает
гелиоцентрическое понимание мира.
Николай Коперник (1473-1543)
Возродил и обосновал античную идею гелиоцентризма, нанеся
удар по религиозным представлениям, открыл новые пути для развития
астрономии, физики, всего естествознания. Отныне утверждается новая точка
зрения - не всё видимое достоверно, оно лишь перевёрнутое отражение скрытой
за явлениями действительности. Несовпадение сущности и явления сделало
основной задачей философии поиск и обоснование адекватного метода познания
мира.
Джордано Бруно (1546-1600)
Философски обобщил теорию Коперника, высказал идею
бесконечности Вселенной и множества миров. Природа - это бог в вещах,
следовательно цель познания - телесная, материальная природа, а не
сверхприродный бог. Оригинальность концепции Бруно - в объединении пантеизма
с принципом индивидуализма, обобщённые в понятии монада
(индивидуальная сущность, сочетающая в себе как духовное, так и материальное
начало и выступающая, как основная единица бытия). Высшая субстанция - Бог -
это монада монад. Как целое она проявляется во всём едином по принципу "всё
во всём".
Бруно сформулировал основное утверждение становящегося естествознания
нового времени:
- Вселенная едина, бесконечна и неподвижна (движутся только составные её
части);
- Вселенная не порождается и не уничтожается, а может лишь увеличиваться
и уменьшаться;
- Вселенная одновременно и творец и творение, и причина и следствие;
- Т.к. мироздание бесконечно - безграничен и процесс его познания.
В целом философия Ренессанса является необходимым и естественным
периодом от средневековых философских традиций к философии Нового времени.
Её особенности:
- Антропоцентризм (центральное место занимает человек);
- Гуманизм (признание ценности человека, как личности);
- Светская направленность философии, отрицание схоластики;
- Тесная связь с естествознанием;
- Обращение к античному наследию (возрождение).
5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
5.1. Учение о методе. Рационализм и
эмпиризм
Философия нового времени осуществила окончательный
поворот к утверждению автономии человеческого разума, признанию его
основой человеческого познания и деятельности.
Основоположники: Ф.Бекон (1561-1626) и Р.Декарт (1596-1560).
Мировоззренческие и методологические сдвиги, произошедшие в эпоху
Возрождения, выдвинули задачи:
- Обоснование адекватного метода познания природы;
- Исследование природы человеческого разума без божественных наворотов.
Поиск путей решения этих задач привёл к появлению эмпиризма и
рационализма.
1. Эмпиризм
Основан Ф.Беконом; Придавал исключительное значение наблюдениям,
эксперименту. Критерий истинности - опыт. Познание - отображение внешнего
мира в сознании человека (чувства, ощущение, опыт). 1620 г. - книга Бекона
"Новый органон", или истинные указания для истолкования природы" -
представлен метод получения общих знаний о мире, путём изучения
многообразных единичных вещей. Роль разума - переработка данных, нахождение
связей, открытие законов природы. Он критиковал "узких" эмпиристов,
переоценивающих роль разума, а так же рационалистов, игнорирующих
чувственное познание.
Критикуя схоластику, Бекон заявлял, что новый метод требует освобождения
разума от древних представлений:
- Идолы рода: ложные представления о мире, обусловленные несовершенством
органов чувств и ограниченностью разума;
- Идолы пещеры: ископаемые представления о действительности, связанные с
индивидуальным опытом, воспитанием, поклонением авторитетам;
- Идолы рынка: ложные представления, порождённые неправильным
употреблением слов, распространённых на рынках и площадях;
- Идолы театра: неправильные представления людей, заимствованные ими из
различных философских систем.
2. Рационализм
Основан Р.Декартом. В работе "Рассуждение о методах":
источник знаний и критерий истины находится не во внешнем мире, а в разуме.
Главное в познании - интуиция интеллекта или чистое умозрение.
Все идеи он подразделил на:
- Пришедшие из чувств;
- Врождённые (от бога) - обладают полной достоверностью.
Абсолютно достоверным методом, содействующим открытию
является сомнение во всём существующем. Единственно достоверный факт -
мышление "мыслю, значит существую", т.е. по Декарту критерий истины - это
ясность и отчётливость наших представлений. Задача познания - "как могли
быть созданы" вещи. Истина - не есть соответствие знания быта, а модель для
создания быта, соответствующего этой истине.
Он открывает для познания возможность технического приложения результата,
возможность экспериментального создания бытия, не существующего в видимом
природном мире (методологическое обоснование математического
естествознания).
Философами и естествоиспытателями, ориентированными на изучение природы
были сформулированы следующие основные установки:
- Субъект познания - отдельный индивид;
- Объект познания - самосущая природа (сама по себе);
- Цель познания -открытие универсальных и вечных законов бытия;
- Методы науки - эксперимент и наблюдение, механическая модель и
механическая гипотеза;
- Количественные характеристики вещей - главные, их изучение выступало
важнейшей задачей познания;
- Материя - инертная субстанция, не связанная с пространством и
временем; Пространство - пустое вместилище вещества; Время - чистая
длительность;
- Модель мира - часы, которые завёл "Бог", после чего не вмешивался
(деизм - механизм+идеализм).
5.2. Французская философия XVIII
века. Механический материализм, просвещение
Т.к. биология, химия и т.д. ещё только формировались,
законы механики продолжали считать всеобщими.
Ламери (1709-1751)
"Человек-машина" - человек, это искусно построенный механизм. Материальный
мир существует сам по себе, у него нет ни начала, ни конца. Душа -
деятельность мозга, является двигателем тела, материальна. Отличие человека
от животного - структура, объём мозга (количественное). Изучение механики
тела должно привести к пониманию деятельности мозга. Познание сущности мира
- невозможно.
Поль Гольбах (1723-1789)
"Система природы" - публично сожжена. Природа - совокупность веществ,
действующих в силу собственной энергии, является причиной всего, ибо
существуют благодаря самой себе, не богу. Все тела состоят из неизменных,
неделимых атомов. Мир подчинён всеобщим законам (механики), где нет места
для случайностей.
Французское просвещение (вторая половина XVIII в.)
Мощное движение, ориентированное на критику феодализма. Просветители
возвышали разум над верой, боролись с предрассудками и суевериями и
следовательно критиковали церковь. Человек должен стать властителем мира.
Человек - ровня другому человеку, свободен в решениях и действиях;
Разрабатывались меры по обеспечению гражданских и политических прав.
Большинство просветителей в качестве гаранта этих прав видели доброго и
просвещённого монарха.
5.3. Проблемы человека и общества в
философии нового времени
Для построения картины мира, философы нового времени использовали теорию
механики.
- Декарт: человек - это машина, в которую Бог вдохнул разум;
- Бенедикт Спиноза: "Все человеческие аффекты (страсти) выступают не как
пороки или добродетели человеческой природы, а как свойства, присущие ей
так же, как природе свойственны тепло, холод, гром..." т.е. для достижения
высшего блага, человеку необходимо познать природу и организовать
общественный строй сообразно ей;
- Гоббс: создал политфилософию по принципам физики. Природа человека -
сумма его способностей и сил, злая с моральной т. з. Причём в обществе
постоянно идёт война всех против всех;
- Жан-Жак-Руссо: природа человека изначально добрая. Зло - порождение
извращённых общественных установлений.
Учение о роли среды в формировании личности -
ценнейшее у французских мыслителей нового времени. Они считали, что человек
от рождения равен и одинаков. Умственное и нравственное развитие порождается
воспитанием и условиям жизни.
Проблема материальных потребностей и интересов, занимает важное место
у французских мыслителей. Гельвеций: материальные интересы лежат в основе
всех исторических событий. Эгоизм и себялюбие - движущее начало развития.
Уничтожить эгоистические страсти человека - уничтожить его.
Французские философы рисовали будущее, как царство равенства (равенства
граждан перед законом), разума, справедливости. Они полагали, что историю
определяют великие люди.
Проблема общественного строя - идеи свободы и равноправия; сочетание личных
интересов с общественными, где общее благо - верховный закон.
Концепция социального и исторического прогресса (Гердер, Лессинг, Кондорсе):
прогресс, это естественное поступательное развитие, направленное на
достижение высшего состояния - гуманности. Определяющее значение имеет
культура, стимулирующая развитие общества, одновременно являясь результатом
этого развития.
6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(XVIII-XIX вв.)
Представлена творчеством Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля,
Фейербаха. Каждый из них создал свою философскую систему, которые образуют
значительный этап в развитии человеческой мысли. Является итогом 25-и
вековой традиции европейской философии.
Особенности:
- Разделяли мнение, что философия является критической совестью, душой
культуры, "конфронтирующим сознанием, усмехающимся над действительностью".
- Понимали философию, как систему философских дисциплин.
- Кант - в качестве философской дисциплины прежде всего выделял
гносеологию, этику, эстетику;
- Шеллинг - натурфилософию и антологию;
- Фихте - антология, гносеология, социология, философия;
- Гегель - в его систему вошли: логика, философия природы,
права, морали, религии, государства, философия развития индивидуального
сознания, эстетика...
- Фейербах - проблемы философии истории, философии религии.
- Разработали целостную систему диалектики:
- Кант: в основном диалектика познания - границы познаваемости,
рассудок, разум;
- Фихте: диалектика творческой активности "Я"; взаимодействие
"Я" - "не Я", на основе которого происходит развитие самосознания
человека;
- Шеллинг - переносит разработанные принципы Фихте на природу,
предстающую становящимся, развивающимся духом;
- Гегель представил всестороннюю теорию идеалистической
диалектики. Он представил естественный, исторический и духовный мир, как
единый процесс изменения, преобразования и развития. В логике, философии
природы, истории философии, эстетике..., он везде находил нить развития.
Диалектика - основа немецкой классической философии. Даже
Фейербах (критик Гегеля и диалектики), рассматривая явления в их связи и
взаимодействии. Единство противоположностей считал источником развития
- Проблема человека, его сущности:
- Кант: человек, как нравственное существо;
- Фихте: сущность человека в активности, действенности сознания
и самосознания. Устройство человеческой жизни должно отвечать
требованиям разума;
- Шеллинг: сущность человека в диалектике объективных и
субъективных факторов;
- Гегель: взаимосвязь самосознания с внешним миром и с другими
самосознаниями. Из этих взаимодействий сознаний складываются
общественные формы сознания. Он исследовал различные формы общественного
сознания (эстетическая, нравственная, политическая, религиозная...);
- Фейербах - создатель антропологического материализма, в
центре которого реальный человек, как единство психического и
физического, являющиеся субъектом для себя и объектом для других людей.
Для него единственно реальной является природа и человек, как её часть;
- Подчинённую роль философии в разработке проблем гуманизма:
- Кант: человек, как субъект нравственного сознания, нуждается в
свободе. Мораль главней политики. "Право человека священно, каких бы
жертв не стоило это государству".
- Фихте: первенство народа над государством. Рассматривал роль
нравственного сознания в жизнедеятельности человека. Его право на
частную собственность, которое призвано охранять государство;
- Гегель: учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной
собственности;
- Фейербах - создал религию любви и гуманистическую этику. Человек -
это мир чувств, эмоций, размышлений... Главными являются: любовь,
дружба, преданность...
Всё это говорит о единстве гуманистических устремлений представителей
немецкой классической философии.
7. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
7.1. Исторические предпосылки
возникновения
- В экономической сфере утвердились буржуазные отношения;
- В социальной области - обострение классовых противоречий пролетариат -
буржуазия;
- Политика - выделение пролетарского движения из общего русла
буржуазно-демократической борьбы, формирование профсоюзов, политических
организаций;
- Теоретические источники Марксизма: немецкая классическая философия,
французская историография (открыла классы и классовую борьбу), утопический
социализм;
- Естественно-научные предпосылки: открытие клетки, законы сохранения
энергии, эволюционная теория...
7.2. Особенности и новизна
Главная заслуга Маркса и Энгельса - создание
материалистической диалектики и диалектического материализма. До Маркса,
материалистическое понимание мира сочеталось с идеалистическим воззрением на
общественную жизнь..
Основной принцип материалистического понимания истории - Общественное
бытие определяет общественное сознание. Философский материализм впервые
охватил природу, общество, познание, приобретя завершённую форму.
Марксистская концепция практики: практика - деятельность, направленная на
преобразование природы и общества, характеристика жизнедеятельности
человека. Маркс называет общественную жизнь практической по существу, ибо
трудовая деятельность людей - основа общественной жизни.
Категория практики была введена и в теорию познания, как источник, основа,
цель познания и критерий истины. Это позволило не только преодолеть
агностицизм, но и связать воедино теорию материалистического понимания
истории с гносеологией, способствуя их более глубокой разработке.
8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
8.1. Гуманизм и просветительство в
Русской философской мысли XVIII века
XVIII век - век просвещения и секуляризации (обмирщение,
выход из под влияния церкви) русской культуры. Благодаря Петровским
реформам, Россия обратилась к духовному опыту Запада:
-
Получает распространение Вольтерианство, которое
характеризовалось идейным и политическим радикализмом, постепенно
становящихся неотъемлемой чертой интеллектуальной и политической жизни
России.
-
Идея естественного права (Татищев, Щербатов,
Феофан), в связи с необходимостью создания национальной идеологии,
свободной от церковного мышления. Татищев, например, выступал за
обустройство общества на основе естественного права, дарованного всем
людям - ни церковь, ни государство не вправе отменить автономию личности.
Сторонники теории естественного права оказали влияние на
формирование нового сознания светского человека XVIII - XIX веков. Самые
известные гуманисты - Ломоносов, Радищев, Новиков, Державин. Ядром новой
идеологии, благодаря им, становятся идеи свободы и достоинства человека.
-
Радищев - явился символом радикального
гуманизма, для которого нравственная тема, в её социальном значении,
получает высшее значение. "Путешествие из Петербурга в Москву" - пример
критики социального неравенства, бюрократизма, беспредела.
-
Ломоносов - выдающийся мыслитель XVIII века.
Естествоиспытатель, философ, поэт. Верующий человек, он выступает за
мирное сосуществование науки и религии. Свободные научные исследования
считал святым делом, а автономию свободного мышления - принципам
секуляризированного сознания. Основываясь на атомистической теории,
Ломоносов создаёт корпускулярную философию, которая так же является
способом примирения науки и религии. Ломоносов исходит из единства
опытного и теоретического познания. Во взглядах на природу нередко
высказывал диалектические идеи.
Основным достижением русской философии XVIII века
явилось возникновение секуляризованного мышления. Основное содержание
процесса - утверждение свободы и разума. Философская деятельность во многом
определяется достижениями Запада, однако начинается самостоятельное
движение. Основные темы - нравственность и общество. Обмирщение и
просвещение разума сопровождается сильным гуманистическим импульсом.
8.2. Проблемы и направления Русской
философии XIX века
После 1812 года, общественное и интеллектуальное развитие
России получает новый подъём. Чувство национального достоинства и гордости
выдвинуло проблему внедрения социальных и политических достижений запада,
выдвигается идея оригинальности русской культуры. Тайной и основой русского
духа считалось православие.
Основоположник русской религиозной философии - Иван Киреевский - первый
представитель славянофильства.
Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин, Данилевский,
Леонтьев...)
Утверждали, что культура запада, основанная на рационализме, хотя ещё
содержит в себе резерв творческих сил, в целом идёт к своему упадку.
Рационализм, по их мнению - следствие рассечения духовной целостности
человека. Абстрактный разум, оторванный от жизни не способен проникнуть в
глубины бытия. Только перед разумом, органически связанным с волей и
чувствами "волящему разуму и разумной волей" (А.Хомяков) раскрывается бытие.
Только после первоначальной интуиции бытия, которое реализуется в вере,
познание становится возможным и с помощью разума.
Мировоззренческой основой познания выступает православный дух соборности,
который наполняет жизнь церкви - единственный авторитет, приемлемый для
православного сознания.
Соборность - нравственный мир в его идеальной форме. Только в ней
возможна личность нравственная, объединяющая в себе принцип религиозного
коллективизма и индивидуализма. Соборность невозможна без свободы духа.
Личность поэтому не отрицается, а утверждается в ней.
Славянофилы показали в своих работах идеальный образ церкви, предлагая
решение проблемы отношения человека и общества в её церковном аспекте. В
торжестве соборности они видели единственный путь утверждения идеального
общества, основанного на принципах свободы, любви, братства и целостности
духовного мира человека. Такое общество не будет знать никакого внешнего
авторитета и никакого угнетения.
Западники (Чаадаев, Белинский, Бакунин, Герцен...)
Выступили оппонентами славянофилов, ориентируясь на достижения западной
цивилизации. Как правило они тяготели к материализму и атеизму, но
одновременно продолжали традиции гуманизма XVIII века.
Центральное место занимает духовный мир человека, который
формулируется прежде всего, благодаря общественной среде. Но среда - это
лишь форма, в которую передаётся свет общественного разума. В учении о бытии
- бог на вершине мира, излучает творческие искры в мир. Сердце мира -
всечеловеческое сознание, которое впитывает эти искры. Ниже находится
человек, который в результате первородного греха утратил непосредственную
связь с универсальной целостностью - Богом. Ещё ниже - дочеловеческий мир -
природа.
Гносеология (теория познания) основывается у него на антропологии.
Источником знания не является ни опыт ни индивидуальное сознание. Познание -
результат взаимодействия сознаний, которые формируют в своём единстве
всечеловеческое универсальное сознание.
Чаадаев утверждал, что постижение истории невозможно без Христианства.
Движение к царству божьему на Земле - вот тайна и сущность истории. Дальше
всех по этому пути продвинулся Запад.
Представлял материалистическое направление Русской
философии XIX века (Писарев, Бакунин,..). В теории познания опирался на
науку. Чернышевский считал, что все стороны духовной жизни подчиняются
принципам физики и химии.
Реализм Чернышевского приводит его к необходимости изменения социального
строя. Он считал общину экономической, социальной и духовной основой, на
которой будет возможно построить новое общество. В этике он придерживался
теории разумного эгоизма. Основа всех движений человеческой души - любовь к
самому себе.
Эстетика Чернышевского - самый оригинальный аспект его философии: конкретная
действительность выше искусства. Искусство - искусственно, подлинным
источником красоты и истины является действительность. Прекрасное - есть
жизнь, а человек прекраснейшее творение природы.
Создал первую русскую философскую систему, 70 гг. XIX
века. Его магистерская диссертация "Кризис западной философии против
позитивизма" - посвящена эволюции западной философии. К концу XIX-го века
западная философия, с одной стороны основывается на науке, а с другой -
протягивает руку религии.
Осуществление синтеза науки, философии, религии - высшая цель и финальный
результат развития человечества. Таким образом он впервые формулирует идею
слияния культур Запада и Востока.
Докторская диссертация Соловьёва "Критика абстрактных признаков" усугубляет
понятие цельного знания. Здесь он критикует как рационализм, так и эмпиризм,
который сводит познание к чувственным данным. Эти две формы познания
дополняются внутренним познанием, которое которое сообщается нам высшим
бытием, непосредственно связывающим нас с изучаемым предметом. Эта третья
форма познания - интуиция. Истина, это результат эмпирического,
рационального и интуитивного познания.
Оригинальнейшая часть - "Софиология" - учение о
Софии (мудрость). История - путь воплощения Софии в колоссальном множестве
форм и уровней. Универсальная эволюция мира - это эволюция космоса и
общества. Космическая эволюция заканчивается рождением человека
естественного, а после исторического процесса, предстоит рождение человека
духовного. Спасение - возвращение к абсолюту и человек вовлечён в этот
процесс, даже если не сознаёт этого.
Соловьёв утверждал, что судьба человечества определяется тремя силами:
Европейской, Восточной цивилизацией и Славянским миром. На востоке все сферы
жизни обезличены - мир Бога, лишённого человека; Европейская цивилизация
выделяет индивидуальные интересы - мир человека, лишённого Бога. Мир
православного славянства призван преодолеть недостатки и пороки первых двух
сил.
В области эстетики Соловьёв поддерживал позицию Чернышевского, который
исходил из объективного характера прекрасного. Обращаясь к формуле
Шиллера-Достоевского "Красота спасёт мир", Соловьёв утверждал, что
прекрасное нельзя отделить от двух других высших духовных ценностей - добра
и истины. Истина - это добро, мыслимое человеческим умом, а красота - та же
истина и тоже добро, воплощённое в конкретной форме. Но мир нельзя спасти
насильственно. Самое главное - добровольное стремление к объединению,
возможное на основе высшего духовного чувства - Любви. Любовь - это
преодоление эгоизма.
Философская тематика преобладала в русской литературе и
во многом предопределила философскую деятельность представителей духовного
возрождения начала XX века.
Вся русская литература XIX века пронизана идеей спасения, освобождения
личности, народа, человечества от трагедии жизни, от зла и страданий.
Толстой: религиозное самосовершенство, непротивление злу насилием, всеобщая
любовь и братство. В данной концепции государство не имеет никакого смысла.
Люди должны жить в негосударственных формациях, основанных на принципах
любви к ближнему. Наука, искусство, философия не имеют смысла вне
нравственности.
8.3. Философско-религиозное
возрождение начала XX века
XIX век был для России не только "золотым", но и веком
затянувшихся преобразований, что наложило на духовную основу XX века печать
трагизма и безысходности. "Русская интеллигенция раскололась - на одном
полюсе - культурная элита, жаждавшая мистических тайн и религиозных
откровений, а на другом - силы революции, вдохновляющиеся идеями русского
радикализма и Марксизма. Россию ждали великие потрясения" (Бердяев).
Веховство (по сборнику статей "Вехи", 1909 год.)
Претендовало на "обновление" и "духовное возрождение" русской интеллигенции,
посредством критики "давящего господства народолюбия и пролетаролюбия"
(народничества и Марксизма). Школе Чернышевского, веховство
противопоставляло "настоящую философию" от Чаадаева до Соловьёва и Толстого.
Данное направление называли конкретным идеализмом, не имеющим ничего общего
ни с социализмом ни с политикой.
Веховство сформировалось на принципах Соловьёвского всеединства,
окончательно переведя богопознание из чистой веры в плоскость
богоискательства.
Самыми главными направлениями в Русском богоискательстве являлись:
персонализм Бердяева; интуитивизм Лазского; иррационализм Шестого.
Основная идея Бердяева - антроподицея (оправдание
человека в творчестве и через творчество). Антроподицея - это "третье
антропологическое откровение, возвещающее о наступлении творческой
религиозной эпохи". Оно упраздняет откровения нового и ветхого заветов.
Христианство также мертвеет и коснеет перед творческой религиозной эпохой,
как и ветхий завет перед явлением Христа. Но третьего откровения ждать
нельзя - это дело свободы и творчества самого человека. Цель творчества -
искание смысла, который всегда находится за пределами мировой данности.
Творчество создаёт особый мир, оно продолжает "делотворение" уподобляя
человека богу-творцу.
Человек -"экзистициональный" центр мира, наделённый страшной и последней
свободой. Свобода личности - есть долг исполнения призвания. Но поскольку
творчество так же проистекает из свободы, то противоборство зла и творчества
составляет сущность третьего откровения.
1946 г. "Русская идея", Париж - изложена философия истории России Бердяева.
Основа концепции - тезис о противоречивости русской души. На одном полюсе
изначальное язычество (Дианиссийность), на другом аскетически-монашеское
православие. Их постоянная борьба в течении веков способствовала развитию
особого творческого религиозного сознания, составляющего сущность русской
души. Это религиозное сознание охватывает все направления отечественной
философии масонов, декабристов, славянофилов, западников, анархистов и даже
русских марксистов. Все они (по Бердяеву) выражали идеи соответствующие
характеру и призванию русского народа, его самобытной религиозности.
8.4. Особенности Русской философии
- Антропоцентризм (несмотря на религиозность);
- Историософичность: Проблемы философии ставятся ещё со времён принятия
Христианства. Проблема судеб истории, цели и конца истории, её смысла,
всегда волновали русских философов;
- Не отвергает проблемы гносеологии, однако проблема познания ставится
шире, чем в западной философии;
- Морализм (особенно Толстой и Достоевский);
- Космизм: Проблема значимости человеческой деятельности для космоса в
целом;
- Аксиологизм (ценности): Бог и человек, добро и зло, любовь и
ненависть...
9. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
9.1. Нетрадиционность и новизна
проблематики
Примерно с середины XIX века появляется новая проблематика. Происходит
смена принципов, методов и стилей философствования.
- Главная проблема философии нового времени - проблема познающего
разума, в широкой трактовке разума. Считалось, что общество может быть
переустроено на началах разума (свобода, равенство, братство). Знание и
рациональное познание - главная сила, позволяющая решить все проблемы
(непознаваемо - не существует). Философия должна надстраивать верхние
этажи науки, культуры, теоретическими размышлениями о всеобщем. Проблемы
единичного, индивидуального почти не ставились.
- Исторический опыт XIX века доказывал негуманность общества,
основанного на принципах разума, неоднозначность науки, с помощью которой
возможно массовое уничтожение. Это приводило к мысли о иррациональности
истории и человеческой души, относительности истины. Поэтому новая
философия выдвигает ряд положений:
- изучение жизни отдельного человека важнее исследования больших
социальных групп;
- человек понимается, преимущественно, как существо, жёстко
определяемое обществом;
- человек наделён помимо разума и сознания интуицией и подсознанием;
- отдельный человек, а так же общественное сознание является объектом
манипуляции со стороны СМИ по заказу различных сил;
- современная философия поддерживает идею о двух типах человеческого
познания - научного и философского (сциентизм - разделяет взгляды
классической философии; антисциентизм - идея антигуманной сущности
современной науки, которая может довести до гибели человечества).
9.2. Сциентизм и антисциентизм
Сциентизм
Теоретическим выражением является неопозитивизм и технократические
концепции.
- Неопозитивизм включает множество логико-философских школ,
объединенных понятием предмета и критикуют философию, как "метафизику",
"первую философию", которая ставит и решает проблемы бытия, человека,
познания. "Подлинная философия должна быть ориентированна на научные
знания. Её предмет - язык, особенно предмет науки, как способ выражения
знания, а так же деятельность по анализу этих знаний и способов их
выражения с помощью языка;
Антисциентизм
Представлен в особенности писателями, создавшими множество антиутопий
(Уэллс, Оруэлл, Стругатские...). Антисциентизм требует слияния науки с
другими формами общественного сознания - религией, мифологией, искусством. В
своей крайней форме - отказ от науки и техники. Получил теоретическое
оформление в рамках Франкфутской школы, идеологии "Зелёных" и т.п.
9.3. Проблема иррационального
Иррациональное - от лат: лежащее за пределами досягаемости разума,
недостижимое постижению в рамках логического мышления). Иррационализм
объединяет различные школы и системы, которые выдвигают на передний план
различные стороны духовной жизни человека (волю, интуицию, эмоции,
воображение...). В XX веке проявляется в таких течениях, как философия
жизни, экзистеционализм, прагматизм...
А.Шопенгауэр (1786-1860) - отстаивал преимущество воли по отношению к
разуму, критиковал классический рационализм за противоречие общественной
жизни, превращение воли в простой придаток разума. Разум, в понимании
классической философии, Шопенгауэр объявляет фикцией. На место разума он
выдвигает волю. Воля не зависима от разума, не имеет ни причин не оснований,
родственна неисповедимым силам Вселенной, неким её волевым порывам.
Раздел II
ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ
10. КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
ФИЛОСОФИИ
10.1. Понятие бытия. Формы и уровни
бытия
Категория бытия - фундаментальная философская категория, которая получила
разработку ещё в ранней древнегреческой философии. Служит для обозначения
всего, что существует. В ней фиксируется убеждение человека в существовании
окружающего его мира. Отдельные вещи и явления возникают и исчезают, уходя в
"небытие", а мир в целом сохраняется (существует). Уже античные философы
пытались понять, насколько реально и действительно бытие по отношению к
небытию.
Бытие - интегральная характеристика мира, утверждает целостность
мира, через его существование. Таким образом понятие бытия отвлекается от
конкретных характеристик предметов, кроме одной их черты - их существования.
Это задаёт миру исходную целостность и делает его объектом философского
размышления.
Один из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира -
вопрос о многообразии способов и форм бытия.
По способу существования бытие разделяется на два мира:
- мир физических состояний (материальный, природный);
- мир психических состояний (сознание, духовность...)
Материальный мир существует независимо от сознания и воли людей - т.е.
объективно. Психологический мир носит субъективный характер (его носитель -
субъект).
Вопрос о том, как эти два способа бытия реально связаны между собой - один
из основных вопросов философии. Комбинация этих способов позволяет выделить
ещё несколько разновидностей бытия:
- бытие человека;
- специфическое бытие вещей создаваемых человеком (принадлежат к
физическому миру, но в тоже время, в своём происхождении они опосредованы
человеческим сознанием, этим бытие "второй природы" отличается от способа
бытия самой природы, частью которой является человек;
- духовный мир человека: субъективный - внутренний психический мир мир
отдельного человека; объективный - совместная деятельность порождает
объективированное или интерсубъективированное духовное достояние общества,
духовной культуры общества (язык, искусство, наука...). Между объективно-
и субъективно-духовным существует органическая взаимосвязь;
- Человеческое общество - в нём переплетаются материальное и идеальное,
первая и вторая природа, субъективный и объективный мир.
Уровни бытия:
- существовавшее в возможности (потенциальное бытие);
- существующее в действительности (активное бытие).
Каждая из форм бытия имеет свою специфику и развитие и существует по
своим собственным специфическим законам, однако имеют одну основу - материю.
Однако это не значит, что понятие бытие и материя тождественны. Материя
отражает лишь объективно существующую форму бытия.
10.2. Материя, как философская
категория. Современная наука и философия о структуре и свойствах материи
Понятие "материя" возникло в античности в связи с попытками
объяснить единство мира. Многообразие мира и одновременно его гармония,
целостность, наталкивали на мысль о существовании некоторой его основы,
устойчивой, сохраняющейся при всех изменениях (материалисты искали
субстанцию - первоматерию).
Поль Гольбах: Материя - есть всё то, что воздействует на наши
чувства. Качества основываются на различных изменениях, производимых в нас
этими веществами.
Своё завершение данный взгляд нашёл в диалектико-материалистической
концепции.
В современном понятии материи отображаются всеобщие черты вещей. Материя не
существует помимо конкретных вещей, их свойств и явлений, а только через
них. Поэтому важно зафиксировать только свойства материи, которые
принципиально отличали бы её от сознания, как собственной противоположности.
Материя, как первопричина всего сущего, реализует свою сущность через
конкретные вещи (от элементарных частиц до социальных систем). Т.о.
философская трактовка материи отличается от естественно-научных воззрений её
строения тем, что она абстрагируется от свойств вещей и усматривает в
многообразии мира его материальное единство.
Материя структурно организована, что можно обнаружить даже в бесконечно
малом элементе. Структура материи не является одноуровневой - она в
многообразии качества материальных форм:
- неорганическая;
- органическая;
- социальная.
Выделение данных сфер отражает единство непрерывного и прерывного
строения материи. Каждая сторона - самостоятельная материальная система, и
вместе с тем здесь ясно прослеживается историческое развитие материи,
которое выражает преемственность и усложнение при переходе от неживой и
социально-организованной материи.
10.3. Материя и движение. Движение
и развитие, прогресс и регресс
Нет в мире ничего, кроме движущейся материи, а движущаяся материя
существует в пространстве и времени.
Движение - способ существования материи, любое изменение всеобще,
независимо от его характера, направление и развитие.
Формы движения:
- механическая;
- физическая;
- химическая;
- биологическая;
- социальная.
Движение и развитие - не одно и тоже.
Развитие - особый вид изменения, является необратимым и обязательно
включает в себя качественное преобразование. Характеризуется
направленностью, поступательностью, преемственностью, моментами
повторяемости, отрицанием старого и появления нового. Развитие - есть
процесс.
Существует два взгляда на виды движения материи:
- Диалектические - низшие формы, входят в высшие, но высшие формы - это
новое качество;
- Метафизические - высшая форма сводима к низшим; при изучении высших
форм не учитывают действие в них низших.
10.4. Формы существования материи:
Пространство и время
Пространство и время: общие формы существования материи.
Пространство - совокупность отношений, выражающих координацию
объектов, взаиморасположение, относительную величину. Пространство
трёхмерно, изотропно, однородно.
Время - совокупность отношений, выражающее координацию явлений, их
последовательность и длительность. Время одномерно, однородно, необратимо.
В науке сложились две концепции в понимании пространства и времени:
- Субстанциональная: пространство и время самостоятельны, существующие
наряду с материей, как её пустые вместилища. Пространство - чистая
протяжённость; Время - чистая длительность (Демокрит, Ньютон);
- Рельявистская: пространство и время - формы существования материальных
объектов. Пространство выражает существование объектов; время -
последовательность состояний (Аристотель, Лейбниц);
- Классическая физика: пространство и время существуют сами по себе,
независимо от движущейся материи и друг друга. Пространство - вместилище;
время - чистая длительность;
- Теория относительности
- Специальная теория относительности, СТО (1905 г., Эйнштейн):
- Абсолютной неоднородности событий, происходящих в разных системах
может не быть, ибо не существует единого, всегда и везде равномерного
потока времени (относительный характер);
- Пространственные и временные характеристики в различных системах
отсчёта будут различны. Эти изменения зависят от скорости
относительного движения тел;
- Органическая связь между пространством и временем -
пространственно временной континимум.
- Общая теория относительности (1916 г., Эйнштейн):
- Большая непосредственная зависимость свойств пространства и
времени от движущейся материи;
- Отклонение реальных свойств пространства от Эвклидовых (кривизна
пространства), а также изменение ритма течения времени обуславливается
материальными массами и полями тяготения (искривление увеличивается,
ход времени замедляется);
- Пространство-Время - выражение наиболее общих отношений
материальных объектов, и вне материи существовать не могут, являются
формами существования материи.
Самоорганизация материи
Самоорганизация - тенденция развития природы к более сложным и упорядоченным
формам организации и материи. Условия самоорганизации:
- система должна быть открытой и иметь приток энергии и вещества;
- открытая система должна находится вдали от точки термодинамического
равновесия;
- наличие флуктуации, колебаний;
- процесс возникновения и усиления порядка через флуктуации - принцип
самоорганизации;
- основана на положительной обратной связи;
- возможна только при достаточном количестве взаимодействующих
элементов;
- Процесс самоорганизации налагает нарушение симметрии.
Синергетика (Хакен) - наука о самоорганизации сложных систем, о
превращении хаоса в порядок.
Неравновесная термодинамика - Пригожин
- Процессы эволюции и деградации, разрушения и созидания равноправны -
хаос не только разрушителен. Развитие осуществляется через неустойчивость
(хаотичность);
- Процессы созидания (упорядоченности) имеют единый организм, независимо
от природы, специфики и характеристик систем, в которых они
осуществляются;
- Эволюция сложных систем имеет нелинейный характер, т.е. существует
несколько возможных вариантов развития;
- Возникновение структур возрастающей сложности не случайность, а
закономерность.
11. КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Так уж сложилось в человеческой истории, что практически
все более или менее стройные описания мира вокруг и внутри нас сводятся
всего лишь к двум большим философским течениям: материализму и идеализму.
Единодушно разделив весь мир на две части (духовную и материальную),
философы втянулись в затяжной спор между собой о том, какая часть мира
является "главной", и кто же из них прав.
Материалисты считают основой всего материю, существующую объективно,
независимо от нашего сознания, которое ими сводится к свойству или атрибуту
высокоорганизованной материи. Дух же (одним из проявлений которого и
является сознание) как сущность, как реальность ими отвергается вовсе.
Идеалисты наоборот, - ставят в основу всего духовную субстанцию, сводя весь
материальный мир к той или иной форме "воплощения»" духа. И практически
любой исследователь, выйдя за рамки узкой области и затрагивая общие
вопросы, оказывается неизбежно в том или ином философском лагере, принимая
первичность материи или духа.
Но настолько ли совершенны эти направления философской
мысли? Достаточно ли полно способны они описать и объяснить все те факты и
явления, с которыми мы сталкиваемся в реальной действительности?
Материализм весьма неплохо зарекомендовал себя в
изучении окружающего нас материального мира. Действительно, подавляющее
большинство естественных наук вроде бы подтверждает базисное положение
материализма о том, что в основе окружающей нас объективной реальности лежит
материальная субстанция, свойства и законы поведения которой человек в
состоянии познать и на самом деле познает все глубже и глубже. Поэтому
длительное время практически даже смешивали материалистический подход с
научным.
Однако более пристальный взгляд выявляет целый ряд "шероховатостей" на пути
материализма к полному триумфу:
-
Все так называемые "аномальные явления" остаются до сих
пор без объяснения в рамках материалистического подхода.
-
Из законов материализма не выводится чётко выраженная
направленность эволюции мира как в целом, так и в его материальной части.
Направленность эволюции в сторону усложнения живых форм даже противоречит,
на первый взгляд, известным материалистическим законам, которые не
способны объяснить и некоторые важнейшие переходы в эволюции, такие как
зарождение жизни и появление человека разумного.
-
Материализм оказывается неспособным объяснить и сам
феномен человека как таковой. "Значительная часть человеческой
деятельности протекает только на психическом уровне, не проявляясь в
реальных поступках, сюда относится осмысление, планирование,
прогнозирование, фантазирование, переоценка и т.п." (В.Роттенберг, "Мозг,
обучение, здоровье").
-
На уровне общественных отношений материализм позволяет
выявить лишь самые общие тенденции и не может объяснить столь часто
встречающиеся в истории "случайности" и отступления в сторону от общих
тенденций.
Собрав всё воедино, можно констатировать, что материализм
бессилен в той сфере, к которой относятся все явления духовного мира.
Занимаясь лишь объективной реальностью, материализм вывел за рамки
исследования реальность субъективную, а заодно - и весь духовный мир в
целом. Ясно, что при таком подходе явления духовного мира принципиально и не
могут быть объяснены, так как автоматически вносятся в разряд ирреальных,
т.е. несуществующих - духовный мир остался объектом исследования лишь для
тех, кто встал на позиции идеализма.
Из всех сторонников идеализма меньше всего успеха в
изучении духовного мира добились приверженцы идеализма субъективного.
Согласно данному философскому воззрению, все окружающее нас - в той или иной
мере лишь плод нашего воображения и не существует в действительности. И если
материализм исключает из серьезного исследования субъективную реальность, то
субъективный идеализм пренебрегает вообще всякой реальностью.
Таким образом, вполне естественным результатом явилось то, что наибольшее
количество знаний о духовном мире к настоящему времени накоплено
сторонниками направления под названием объективного идеализма. Однако
мир духовный, как оказалось, изучать неизмеримо сложнее, чем мир
материальный. Поэтому объективный идеализм не смог сдвинуться с первой,
теологической ступени познания, а признание непознаваемости мира (или хотя
бы лишь одной его части - Духа-Бога) есть опять-таки та же самая страусовая
позиция - уход от постоянного внимания к новому и еще непознанному.
"Незнание есть незнание; никакого права верить во
что бы то ни было из него не вытекает" (З.Фрейд, "Будущее одной иллюзии").
Определенным шагом вперед явилось метафизическое направление,
ставящее в основу всего единый Дух, который является неким космическим
разумом. Это направление философии признает наличие закономерностей во всех
сферах действительности, но ставит над ними вышеупомянутый Дух, законы
поведения которого способен понять только он сам.
Таким образом, идеализм и метафизика в конечном счете предлагают объяснение
всех окружающих явлений, исходя из некоего сверхъестественного
непознаваемого начала, что, конечно же, не совместимо с научным подходом.
Развитие научного знания может происходить лишь в постоянном внимании ко
всему новому, а не в отвержении его под предлогом "непознаваемости".
Это неизбежно вылилось в кризис философского познания, усилившийся
безуспешными попытками как-то модифицировать старые теории. Причина же
постоянных неудач попыток такого модифицирования кроется в том, что основные
положения старых теорий, закрепляющие приоритет либо духа, либо материи,
неизбежно выводят ту или иную группу явлений за пределы осмысливаемых
знаний.
Например, теория Вернадского о превращении человеческого фактора в
геологическую силу лишь констатировала факт влияния духа на материальный мир
и необходимость изучения самого духа, но не смогла дать того базиса, на
котором можно было бы вести это изучение, поскольку опять-таки сводила
духовные феномены к следствиям материальных. А теория ноосферы Шардена,
опираясь на идеалистические установки, хотя и связала воедино многие явления
духовного мира, в своих "материальных" следствиях дала выводы,
противоречащие современным космогоническим теориям и фактам.
Но где же в таком случае выход? Для того, чтобы найти
его, нужно вспомнить одно из основных правил научного подхода в
исследовании: если факты и экспериментальные данные настойчиво противоречат
теории, то следует отбросить не факты, а саму теорию или, по крайней мере,
весьма серьезно пересмотреть ее основы
Нельзя отдельно рассматривать мир материальный и мир духовный; они
объективно существуют вместе, взаимосвязаны и, следовательно, имеют единую
основу. Дух и материя - всего лишь две стороны одной медали. Нет первичности
одной субстанции по отношению к другой, есть их равноправное положение. |
|