Когда то (в конце прошлого тысячелетия :), готовясь к экзаменам я наткнулся
на очень интересную вещь...
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
А.С.Чирцов, кандидат физ.-мат. наук, доцент физического факультета СПбГУ
(Конспект лекций для факультетов экономической ориентации)
Содержание
- Введение: Структура естественно
научных знаний и их роль в развитии общества
Раздел 1. Мир глазами Исаака Ньютона
Обзор основных достижений
классического естествознания. (Классические представления о пространстве и
времени. Способы описания движения. Взаимодействия. Законы сохранения и их
связь с симметрией систем. Строение солнечной системы. Статистическое
описание равновесных систем. Неравновесные системы и самоорганизация.
Биологическая эволюция)
Раздел 2. Мир глазами Альберта Эйнштейна
Теория относительности
- как первый опыт критического переосмысления классических концепций
естествознания. (Электромагнитные взаимодействия и концепция поля.
Необходимость переосмысления классических представлений о
пространстве-времени. Принцип соответствия. Основные выводы специальной
теории относительности. Гравитация и современные взгляды на строение
Вселенной. Энергетика и экология)
2.1. Электрический заряд и электромагнитные взаимодействия
2.2. Постоянный электрический ток
2.3. Классическая электродинамика
2.4. Основные положения Специальной теории относительности
2.5. Ядерные реакции и современная энергетика
2.6. Гравитация и геометрические свойства пространства
2.7. Строение и эволюция Вселенной
Раздел 3. Мир глазами Нильса Бора
Квантовомеханический способ
описания и отказ от требований классического детерминизма. (Физические и
психологические аспекты зрительного восприятия образов. Традиционное
описание оптических явлений - первый шаг к волновой механике. Фотоны и
кванты. Философские аспекты проблемы познаваемости мира в свете
корпускулярно-волнового дуализма и соотношения неопределенности.
Вероятностное описание событий. Химические процессы с точки зрения
квантовомеханического описания. Проблема нарушения четности)
3.1. Волны и их восприятие
3.2. Распространение света
3.3. Интерференция и дифракция
3.4. Волны, фотоны, кванты
3.5. Принципы квантовой механики
3.6. Атомы и молекулы
Раздел 4. Мир глазами Поля Дирака
Квантовая электродинамика как
попытка синтеза идей релятивизма и квантовомеханического подхода к описанию
объектов микромира. (Спин как пример не имеющего классического аналога
свойства реальных объектов. Квантовая статистика: бозоны и фермионы.
Современные лазеры и их использование. Строение атомов и кристаллов.
Полупроводники и их использование. Понятие об архитекруре ЭВМ. Дираковский
вакуум, частицы и античастицы. Фотоны и колебания вакуума. Нанотехнологии)
4.1. Объединение идей квантовой механики и релятивизма
4.2. Уравнение Дирака
4.3. Фермионы
- Заключение. Естественно научные теории: создание, проверка,
развитие, использование.
Настоящий курс посвящён современным концепциям
естествознания, неотделимым от знаний, накопленных в классический период
развития наук. Его структура не отражает традиционного разделения знаний на
отдельные дисциплины, а скорее следует историческому ходу развития основных
мировоззренческих идей, берущих свое начало в наиболее фундаментальной из
естественных наук - физике.
В курсе не ставится задача систематического описания окружающего мира с
точки зрения современного естествознания. Цель курса - на базе средне
образовательной программы сформировать философско-мировоззренческие
представления о взглядах естествознания на устройство окружающего мира,
основных направлениях развития естественно научных дисциплин, их месте в
современной системе общечеловеческих ценностей и возможностях их
практического применения.
|