Rambler's Top100

Miti@13


 


Глава 3. Север и люди

В мае прошлого года состоялась встреча ветеранов Воркуты. Собрались просто так, без всякого повода. Пришли убелённые сединой люди. Пришли те, кто более четверти века назад начали освоение заполярной целины и отдали этому краю свои силы и знания, волю и мужество. Люди, которые оставили здесь часть своего сердца.

Шёл дружеский разговор, прерываемый восклицаниями: "А помнишь?!". И начали вспоминать удивительные истории, которые теперь, сквозь призму лет казались фантастическими.

Все люди поэты. Поэты с разной степенью дарования и различными творческими почерками. Одни подбирают наиболее весомые и точные слова, чтобы поразить ими читателей, другие силой своего воображения и непрерывного поиска придумывают удивительные машины, третьи доводят эти машины до практического совершенства и удивляют окружающих высоким классом своего вдохновения и мастерства.

Север не любит слабых духом. Он производит естественный отбор и подчиняется только тем, кто достоин его сурового дыхания. Пробудить к жизни студёный край могли только коммунисты, как В. Денисович, В. Прискока, В. Мальцев, В. Бухтин, В. Чернышев, М. Богданов, А. Иванов, Н. Волков, А. Солдатов, Г. Горбунков, К. Пластинина, Г. Патрикеев и тысячи других умных руководителей и рядовых бесстрашной армии одержимых великой идеей.

Это они проходили первые метры горных выработок, закладывали первые кирпичи в будущее города, творили его историю. Но даже очень отчаянным людям тундра покорялась неохотно. Первым препятствием на пути шахтостроителей встала вечная мерзлота. Она не поддавалась ни кайлу, ни буру. Тогда люди решили бурить её калённым железом. Особенно сложной была бетонная кладка в условиях отрицательных температур. Опыта по прогреву бетона в конструкциях не было. Строители вынуждены были применять такие дорогостоящие методы, как устройство общих тепляков или прогрев в термоопалубке.

Своеобразной была организация работ на первой воркутинской шахте №8. Из-за нехватки рабочей силы уголь добывали только зимой. До лета он хранился на складах, а с наступлением тепла отгружался в узкоколейные платформы и доставлялся на пристань Воркута-Вом... Летом очистные забои бездействовали. Все силы бросались на пристань. Там под голубым покровом полярного лета круглосуточно велись работы. Разгружались баржи и отправлялось в Воркуту оборудование, а баржи загружались углём. За короткую навигацию надо было отправить возможно больше угля и запастись всеми необходимыми материалами, оборудованием и продовольствием до следующей навигации, так как после первых пург движение по узкоколейной дороге останавливалось окончательно.

Уголь на шахте добывался вручную. Основными инструментами были обушок и лопата. Шпуры по углю бурились примитивным коловоротом, не было электроэнергии. Это был один из главных тормозов в освоении месторождения. В 1934 году на правом берегу реки Воркуты зажглась первая электрическая лампочка. Источником энергии служил бензиновый двигатель. Освещались только жилые помещения. Год спустя была построена первая локомобильная установка мощностью 200 киловатт. И только в 1939 году приняли решение о строительстве теплоэлектроцентрали мощностью 16 тысяч киловатт.

Первостроители бассейна не ждали, когда подойдёт к ним Северо-Печорская магистраль. В 1937 году они начали строить крупнейшую в Заполярье шахту №1 "Капитальная", которой суждено было стать кузницей шахтёрских кадров. А в предвоенном, 1940 году заложили шахты №2, 3, 4, 5.

Покорители Севера хорошо понимали, что они не могут ограничиться решением одной центральной задачи - строительством и эксплуатацией угольных шахт. Приходилось решать десятки сложнейших вопросов, связанных с освоением края, с бытом и жизненными условиями людей. Надо было строить рабочие посёлки, создавать энергетическую и продовольственную базы, организовывать все виды транспорта: воздушный, железнодорожный, автомобильный, речной, гужевой, олений; налаживать производство местных материалов, заботиться о создании лечебных, торговых, учебных, коммунальных и других необходимых учреждений.

В приказах тех лет отражены парадоксы, какие могут встречаться только у нас - в стране неукротимых строителей и романтиков. На одной и той же странице титульного листа говорится о строительстве погрузочного бункера и детского сада, здания шахтного подъёма и поликлиники, котельной и пекарни, литейного цеха и скотного двора. Один и тот же приказ обязует начальника шахты увеличить суточную добычу угля и приступить к производству местных строительных материалов, начать отгрузку угля и увеличить изготовление зубного порошка.

Исключительно трудными были жилищные условия горняков и строителей. Высококвалифицированные рабочие и инженеры вместе с семьями жили в общих бараках вагонной системы, в коридорах, чуланах и брезентовых палатках. Ждать особой помощи было неоткуда. Надо было срочно налаживать собственную строительную базу.

Летом 1938 года из Усть-Усы в Воркуту прибыл инженер Владимир Меркурьев. Это был один из первых квалифицированных инженеров-строителей в бассейне. Ему было поручено создать управление гражданского строительства и возглавить его. На месте нынешнего городского бульвара - любимого места отдыха молодёжи - приступили к организации строительной базы. Начинали с нуля. За одну ночь изготовили проект пилорамы, а утром приступили к строительству лесозавода. За один сезон закончили основные работы по строительству кирпичного завода и пустили две печи. Это было очень сложным делом, поскольку залежи глины имеют прослойки вечной мерзлоты, что крайне затрудняет её добычу и особенно переработку. Однако вскоре была выдана первая партия строительного кирпича.

Несмотря на низкую техническую оснащённость, темпы строительства были потрясающими. Здание управления комбината выросло за тридцать дней, а здание аптеки - за двадцать часов. Такими же темпами сооружались кузница, механические мастерские и многие другие объекты. В.Д, Меркурьев по несколько часов в день работал в какой-нибудь из бригад, собственноручно обучал рабочих строительным специальностям. Изобретательности и работоспособности этого человека удивлялись самые выносливые люди. Владимир Дмитриевич не покидал стройку по 18-20 часов в сутки.

С началом строительства новых шахт было организовано четыре строительных района. В связи с этим особенно остро встал вопрос доставки материалов и оборудования. Неблагоприятные условия навигации 1940 года - раннее мелководье на реке Усе - привели к тому, что Воркутстрой не получил и половины грузов. Их заморозило на плёсах Печоры. Но несмотря на все трудности, заполярный коллектив с честью завершил план строительных работ и угледобычи.

Начало войны заставило воркутстроевцев, как и строителей Северо-Печорской магистрали, пересмотреть все сроки и возможности, перестраиваться на военные рельсы. Требовалось быстрейшее завершение шахтного строительства с тем, чтобы с приходом первого поезда из Воркуты непрерывным потоком шёл уголь. Поэтому стало необходимо ускоренное строительство энергетических мощностей.

С начала освоения бассейна и до конца 1942 года все нужды в электроэнергии удовлетворялись тремя локомотивными станциями с шестнадцатью локомобилями, мощность которых ни в коей мере не соответствовала новым задачам. Поэтому строительство первой теплоэлектроцентрали оказалось в центре внимания воркутстроевцев.

Железные законы войны потребовали от людей максимального напряжения всех моральных и физических сил, умения, выдержки, знаний.

В недостроенных помещениях, а зачастую прямо под открытым небом в пятидесятиградусные морозы, когда трещит и ломается металл, люди спешно монтировали первый турбогенератор. Руководил всеми работами коммунист В.Д. Меркурьев. Когда строительство котельного зала ТЭЦ-1 могло быть остановлено из-за отсутствия железобетонных конструкций, Меркурьев предложил устанавливать металлические фермы перекрытия на временных деревянных стойках, не дожидаясь железобетонных опор. Реализация этого предложения сократила сроки строительства вдвое. В процессе монтажа выяснилось, что в комплекте импортного оборудования недостаёт многих деталей и целых монтажных единиц, без которых задерживался ввод в эксплуатацию первого турбогенератора. Тогда инженеры Скороход и Сукорский сами сконструировали недостающее оборудование, создали гасительное сопротивление и автомат гашения поля, которые до сих пор безотказно служат и обеспечивают нормальную работу турбогенератора.

Когда был завершён монтаж турбины и оставалось произвести испытания, то оказалось, что ни на одной строительной площадке Воркуты нет испытательной аппаратуры. Положение усугублялось ещё и тем, что почти совершенно отсутствовали специалисты. Из пятисот человек эксплуатационного состава ТЭЦ-1 только пятеро имели элементарное представление о работе энергетических установок. В августе 1942 года энергетики Скороход и Сукорский обратились через газету "Заполярная кочегарка" ко всем инженерно-техническим работникам Воркуты с призывом последовать их примеру и своим непосредственным участием в работе восполнить недостаток в квалифицированных специалистах на своих предприятиях.

В успешном завершении строительства ТЭЦ-1 большое значение имело постановление правительства, согласно которому Воркутстрою выделялось два котла, турбина мощностью пять тысяч киловатт и другое энергетическое оборудование. В очень сжатые сроки было демонтировано и переброшено на Воркуту всё оборудование ЦЭС лесозавода в городе Архангельске мощностью шесть тысяч киловатт.

28 декабря 1942 года первая очередь Воркутинской ТЭЦ-1 приняла промышленную нагрузку. Это событие совпало с другим, не менее важным - была сдана в эксплуатацию шахта №1 "Капитальная". Заканчивалось строительство шахт №2, 3, 4. Все новостройки были соединены путями широкой колеи с железной дорогой, что создавало фронт отгрузки угля и доставки материалов. Однако материалов поступало исключительно мало. Если в годы мирного строительства, отправляя уголь промышленным центрам, горняки Заполярья могли рассчитывать на встречный поток грузов, то в военные годы на это рассчитывать не приходилось. Начальник Воркутстроя тов. Мальцев писал:

"Промышленность выполняет срочные заказы фронта. И если четыре вагона из пяти приходят за воркутинским углём порожними, то мы видим в этом железную закономерность войны и принимаем все меры к тому, чтобы удовлетворить текущие потребности стройки за счёт местных ресурсов".

Особый голод ощущали строители в цементе, извести, стеновых материалах, стекле... На выручку пришла неутомимая творческая мысль покорителей Заполярья. Неподалёку от будущего города были разведаны залежи известняка. Его обжигали примитивным способом в открытых кучах. Но потребность завозить известь из центральных районов страны отпала.

В начале войны на правом берегу Воркуты построили завод шлакоблоков, где в качестве заполнителя стали применять горелую породу террикона шахты №8. Нашли заменители вяжущих веществ, за счёт чего расход цемента сократился с 250 килограммов на кубометр шлакоблоков до 90 килограммов. Вскоре завод стал давать до тысячи кубометров шлакоблоков в месяц. Это уже была ощутимая величина. Кроме того, было налажено производство остродефицитных материалов, которые за весь период войны в Воркуту не завозились. Это - керамические изделия, изоляторы для телефонных линий и осветительной электросети, стёкла для шахтёрских ламп Вольфа, натриевое растворное стекло - ускоритель схватывания бетона и компонент для обмазки электродов, оконная замазка на битумной основе, ксилолитовые плиты и бакелитовые изделия для электроприборов. На заводе восстанавливались сгоревшие электролампы и ртутные выпрямители.

Покорители Заполярья одерживали одну победу за другой. Вступали в строй новые шахты, сдавались в эксплуатацию цехи Воркутинского механического завода, наращивала мощности энергетика, строилось жильё, непокорную тундру рассекали автомобильные дороги, воздвигались школы, детские сады и больницы. Решалась проблема воспитания кадров. Постановлением Государственного Комитета Обороны в 1944 году был открыт горный техникум для подготовки специалистов по эксплуатации угольных месторождений, шахтному строительству и электромеханике. Однако в начале своего существования техникум не мог обеспечить возрастающие потребности в кадрах горного надзора. Поэтому подготовка их производилась по максимально сокращённым программам, рассчитанным на опытных рабочих, которые получали минимум знаний и занимали командные посты. Так требовали условия военного времени и нужды заполярной кочегарки.

Борьба воркутинских горняков за уголь в годы Великой Отечественной войны - это одна из немеркнущих страниц героической истории советского народа.

С гордостью сознавая, что уголь Воркуты вошёл в топливный баланс народного хозяйства и его энергия, как писала 3 марта 1943 года "Правда" - "...приводит в движение турбины электростанций Ленинграда, локомотивы ряда железных дорог, корабли и транспорты в Балтике и на Северном Ледовитом океане, плавит металл на многих оборонных заводах", горняки Заполярья были полны решимости отдать все свои силы для ускорения победы над врагом. Первые эшелоны топлива по Северо-Печорской магистрали были отправлены героическому городу Ленина, который сражался в кольце блокады. С тех пор берёт своё начало горячая дружба ленинградцев и воркутян.

Уголь Ленинграду! Это звучало в те дни, как призыв к стремительной атаке. Дорогой жизни через Ладогу, под обстрелом вражеских самолётов, шёл заполярный уголь осаждённому городу. В августе 1943 года было отправлено Ленинграду десять сверхплановых эшелонов топлива. В этот блокадный год ленинградцы получили из Воркуты семьдесят два процента твёрдого топлива из всего, что получил город. Один за другим объявлялись фронтовые месячники. Инициатором добычи сверхпланового угля Ленинграду выступил тогда комсомол, которым руководил молодой горный инженер тов. Прискока. Первой женщиной-навалоотбойщицей в Заполярье была комсомолка Ванда Барсукова. Выступая на совещании мастеров угля, Барсукова бросила смелый вызов всем навалоотбойщикам бассейна:

"Моя норма, - говорила она, - 250 тонн угля в месяц. В июне я свою норму перевыполнила, в июле вместо двухсот пятидесяти - выдам пятьсот тонн. Пусть знают враги, на что способна советская женщина-шахтёрка, когда дело идёт о защите Родины, о помощи Красной Армии. Вызываю на соревнование всех навалоотбойщиков бассейна".

Если учесть, что профессия навалоотбойщика - дело далеко не женское, требующее огромной физической закалки и выносливости, то станет понятным дерзкий вызов комсомолки Ванды Барсуковой. Этот вызов был принят и подхвачен тысячами шахтёров Воркуты. По призыву комсомольцев начались массовые спуски населения в угольные забои, где в нерабочее время добывалось тысячи тонн угля для фронта. Работали служащие управленческого аппарата, учителя и учащиеся старших классов, старики, работники больниц и домохозяйки. Все, кто мог держать в руках лопату, - шли на угольный фронт.

Воркута никогда не забудет почин горного мастера Погорельского, который после трудовой смены поднялся на-гора, но узнав, что город Ленина прорвал блокаду, вновь спустился в шахту, нарубил пятьдесят тонн угля, внёс в кассу стоимость этого топлива и попросил отправить уголь Ленинграду. Примеру патриота последовали многие шахтёры бассейна.

Выполнение норм рабочими достигало в годы войны фантастических цифр. В предмайском соревновании 1943 года мастер угля Лазарько выполнил сменную норму на 770 процентов, проходчик Андреев на бурении шпуров дал 1079 процентов, мастер угля Белял - 1412 процентов. Не было тогда высокопроизводительных машин и комбайнов. Были руки и неудержимая воля к победе.

В первые дни войны партия направляла лучших своих сынов на самые трудные участки. В числе других горных инженеров, прибывших добывать заполярный уголь, был Василий Иванович Денисович. В суровые дни 1942 года на шахте №1 "Капитальная" была создана первая в бассейне подземная партгруппа из пяти коммунистов. Возглавил её В.И. Денисович. Этой отважной горстке ленинцев суждено было вырасти в многотысячную партийную организацию и вершить великие дела за шестьдесят седьмой параллелью, у самого края земли.

По мере того, как войска Красной Армии опрокидывали и гнали на Запад ненавистного врага, воркутинские угольщики тоже развернули наступление на запад. По решению Государственного Комитета Обороны было начато строительство десяти новых шахт западного крыла. Это была великая символика.

Закалённой и возмужавшей вышла Красная Армия из войны. Возмужавшими и несравненно сильными пришли к победе заполярные угольщики. За годы войны они отправили промышленности и фронту 6 млн. 200 тыс. тонн угля. Это был значительный удар по врагу.

Теперь на повестку дня становились новые задачи, открывались новые перспективы и возможности. Надо было наращивать темпы угледобычи, помогать восстановлению разрушенного войной народного хозяйства страны, открывать следующую страницу своей славной и многотрудной истории. В послевоенные годы вводятся в строй новые, более совершенные шахты. Начинается стремительный переход от обушка к высокопроизводительным комбайнам. Ежегодная добыча угля в комбинате Воркутауголь достигает двенадцати миллионов тонн.

При существовавших способах общения с внешним миром успехи первостроителей Воркуты были бы немыслимы без создания собственной продовольственной базы. В первую очередь следовало наладить производство молока, мяса, овощей, доставка которых из центральных областей страны представляла огромную трудность. Поэтому одновременно с началом разведочных и строительных работ пионеры освоения Заполярья начали создавать и своё сельское хозяйство. Многие считали, что в условиях Крайнего Севера разведение крупного рогатого скота - дело фантастическое. Но очень скоро эти скептические рассуждения были опровергнуты жизнью.

Первые животноводческие совхозы Воркутстроя "Новый бор" и "Харьяга" были организованы в 1931 году. За короткое время они превратились в довольно солидные хозяйства, но недостатком их являлось то, что расположены они в тысяче километров от Воркуты на Нижней Печоре. Год от года покорители Заполярья стали приближать своё сельское хозяйство поближе к Воркуте. В предвоенные годы созданы совхозы "Пригородный", "Западный", "Усинский", "Медвежка" и около двадцати мелких ферм при строящихся шахтах.

Кто бы мог подумать, что работники сельского хозяйства Воркуты не только научатся содержать скот в сложнейших климатических условиях, но и заслужат право быть многократными участниками Выставки достижений народного хозяйства СССР. Сейчас сельское хозяйство Воркуты в значительной мере обеспечивает жителей заполярного города молоком, мясом, молоком, овощами.

В настоящее время комбинат Воркутуголь имеет девять больших совхозов, где содержится восемь тысяч голов крупного рогатого скота, двадцать тысяч оленей, пятнадцать тысяч кур. Тундра - неисчерпаемое сенокосное угодье. И работники заполярного сельского хозяйства принимают все меры к тому, чтобы скот был в достаточной степени обеспечен грубыми кормами за счёт местных ресурсов. За последние годы неузнаваемо разрослось хозяйство совхоза "Тепличный". Всю долгую зиму с прилавков магазинов не исчезает зелёный лук, а ранней весной появляются свежие огурцы, помидоры и другая зелень.

Не дремали все эти годы и геологи. Ими разведано в Печорском бассейне тридцать угольных месторождений, общие промышленные запасы которых исчисляются в 296 миллиардов тонн. По запасам угля Печорский бассейн занимает первое место в европейской части СССР, а среди всех действующих бассейнов страны - второе место, уступая только Кузбассу. Характерно, что 40 процентов всех запасов составляют дефицитные коксующиеся угли. В настоящее время разрабатываются пять месторождений: Воркутское, Интинское, Халмеръюсское, Воргашорское и Юньягинское. Из небольших разрозненных отрядов искателей на Воркуте выросли крупные геологическая и геофизическая экспедиции, оснащённые совершенной техникой и аппаратурой. Геологи и геофизики Заполярья неустанно продолжают исследовать огромные просторы Большеземельской тундры и Полярного Урала. Изыскания последних лет дают основания утверждать, что не только углём богата северная земля. И нет сомнения, что в ближайшее время значительная часть воркутских углей будет использоваться непосредственно на месте.

Прошло всего тридцать лет с тех пор, как из недр студёной земли были выданы на-гора первые тонны драгоценного чёрного камня, добытого нечеловеческими усилиями очень отчаянных людей. Тридцать лет! Это одно мгновение в истории человечества и целая эпоха в истории нашей страны. За эти годы волей Коммунистической партии и народа за шестьдесят седьмой параллелью создана мощная энергетическая база Советского Союза с неограниченными перспективами развития. Воркутинские горняки уже добыли более 180 миллионов тонн угля и построили близ берегов Ледовитого океана чудесный город искателей и романтиков.



Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Используются технологии uCoz