Rambler's Top100

Miti@13

[Home]

ВОРКУТА

ВОЗМУЖАНИЕ ГОРОДА


В памяти старожилов ещё жива Воркута сплошных бараков, неустроенных, непроезжих в распутицу улиц. Воркута без центрального отопления и водопровода.

Практически за последние десять лет вырос многоэтажный город с асфальтированными улицами и площадями, превосходными магазинами, скверами, первоклассными ресторанами, Дворцами культуры и спорта, плавательными бассейнами, предприятиями быта, школами, больницами, транспортными средствами – всем, без чего немыслима сегодня нормальная жизнь города.

Однако и теперь ещё рядом с гордым шпилем телевизионной башни или параболоида станции «Орбита» соседствуют каркаснощитовые домики и сараи для хранения угля и дров, рядом с современными витражами фирменных магазинов встречаются покосившиеся опоры электрических и телефонных линий, а дворовые территории нередко загромождены коробами теплосетей. Даже неопытный глаз обратит внимание на двухэтажные кирпичные домики, которые сегодня, как бочки, держатся за счёт металлических обручей и стяжек. Это первые капитальные здания Воркуты. На фронтонах этих зданий красуются даты рождения «1952 г.» или «1953 г.» Удивительно, что всего два десятилетия назад проблема фундаментостроения на вечной мерзлоте была далека от радикального решения.

Вообще, в первые годы строительства на Воркуте бытовали всевозможные «страхи» перед необычными условиями Заполярья. Говорили, что из-за сплошных воздушных ям самолёты здесь летать не могут. Радиосвязи наладить немыслимо – полная непроходимость радиоволн. При строительстве линий электропередачи к обыкновенному алюминиевому проводу подвязывали ещё и стальной, для прочности.

Жизнь многое опровергла. Но вечная мерзлота на самом деле уготовила человеку немало всевозможных сюрпризов.

Здесь не годились многие абсолютно совершенные и общепринятые нормы и правила, разработанные для условий средней полосы и других климатических районов Союза.

Интересный случай, связанный с казусами вечной мерзлоты, вспоминает инженер В.И. Сергеев: «Для обеспечения хлебом строителей летом 1937 года срубили здание с хлебопекарной печью. Фундамент под печь был заложен на глубине 1,5 метра без каких-либо грунтово-мерзлотных изысканий. На этом фундаменте была выложена кирпичная двухрядная и двухъярусная печь, что давало возможность выпекать хлеб сразу на 4-х подах. После нескольких месяцев эксплуатации печь вместе с фундаментом дала такие осадки, что пришлось выложить третий ярус, а вскоре и четвёртый, поскольку первый и второй оказались полностью в земле…»

Да, многое было необычно, противоестественно, не вязалось со сложившимися представлениями. Помочь строителям могла только наука. Вот почему в первые же годы строительства в Воркуте была образована самостоятельная научно-исследовательская мерзлотная станция института мерзлотоведения им. Обручева Академии наук СССР. Возглавляли этот научный островок Заполярья известные учёные, доктора и кандидаты наук: Яновский, Фивейский, Жуков, Водолазкин, Горчаков, Братцев, Редозубов.

В те же годы была создана углехимическая лаборатория, которая через несколько десятилетий разрослась в Печорский научно-исследовательский угольный институт. Но если бегло перелистать научные отчёты первых воркутинских учёных, то можно только удивляться кругу вопросов, которые приходилось решать. Здесь и проблемы коксования печорских углей, и условия получения портландцемента из горных пород, и технология изготовления светочувствительной бумаги и зубного порошка, рекомендации по изготовлению красок из местных глин…

Легко догадаться, что каждая научная тема и разработка были для покорителей Заполярья предельно важными, жизненными. Эти разработки ждали с огромным нетерпением и сразу превращали в практику.

Жизнь требовала многого. И прежде всего – мужества.

Люди, зачинавшие Воркуту, по 12-14 часов не покидали своих рабочих мест, трудились по пояс в ледяной воде, потом приходили в тесные каморки, снимали промёрзшую одежду, обвешивали ею раскрасневшиеся «буржуйки», а сами ложились в жёсткую постель и думали о том, что сделали мало, что обязаны завтра сделать больше.

У них не хватало материалов, чтобы строить шахты и дома, у них не было стекла, чтобы застеклить окна в бараках, у них не хватало хлеба, мыла, воды, хотя значительная часть тундры покрыта реками и озёрами.

Но здесь сложно устроить водопровод, сложно заложить фундамент, сложно выкопать полуметровую яму, потому что для этого понадобится кайло, отбойный молоток и много, очень много упорства и силы.

А они проходили в вечной мерзлоте шахтные стволы и другие горные выработки.

Они любили и страдали. У них рождались дети, которых следовало растить и учить. Они построили школу. Осенью 1937 года молоденькая учительница Лукерья Михайловна Дитятьева (Борисова) вошла в класс и сказала: «Ребята, с сегодняшнего дня вы не просто девчонки и мальчишки. Вы – ученики…» Во всей школе насчитывалось семьдесят ребят, которых обучали три учителя.

Многие воспитанники Лукерьи Михайловны уже стали инженерами и техниками, учителями и врачами, шахтёрами и монтажниками.… Приняв эстафету из рук отцов, они достойно несут знамя первопроходцев и первостроителей Севера.

Надо сказать, что преемственность поколений в нашем городе стала доброй традицией. Уходят на пенсию и уезжают за пределы Воркуты ветераны, а их дочери и сыновья остаются продолжать дело отцов.

Тридцать два года проработал в Воркуте заслуженный строитель Кирилл Гичак, а теперь в институте «Печорпроект» проектирует наш город его сын – Кирилл. Почти три десятилетия отдал Крайнему Северу Семён Яковлевич Миренбург, а сегодня проблемами вечной мерзлоты занимается его сын – Юрий.

Осенью 1936 года пришёл пешком в Воркуту выпускник Ухтинского горного техникума Александр Алексеевич Согрин. Он сегодня ещё в рабочем строю, а рядом трудятся его сыновья. Растут внуки – третье поколение воркутян.

И надо сказать, что люди, родившиеся на Севере, любят наш суровый край не меньше, чем любят свои родные места жители самых благодатных мест…

Прежде чем начать путешествие по нашему городу, давайте остановимся у памятной стелы, заложенной на Юбилейной площади в часть 25-летия со дня основания Воркуты. Давайте попробуем разобраться в замыслах художника, который с помощью мозаических фресок попытался рассказать историю Печорского угольного бассейна.

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании рабочего посёлка Воркута в город республиканского (АССР) подчинения был издан в тяжёлые дни войны, 26 ноября 1944 года, и свидетельствует о том значении, какое придавалось молодому угольному бассейну. Если говорить строго, то город, о котором шла речь в Указе, начинался единственным капитальным сооружением – двухэтажным домиком на углу улицы Красноармейской. Этим же домиком город кончался. На фоне свинцового неба возвышались одинокие копры и породные терриконы.

Одновременно с решением о строительстве Северо-Печорской железнодорожной магистрали осенью 1937 года Советское правительство приняло постановление о сооружении шахты №1 «Капитальная» уже будет работать на полную мощность; следом за ней можно будет закладывать новые и новые угольные предприятия, рассчитанные на многие годы. То есть – капитальные.

Это же стремление владело людьми, которые пришли за 67-ю параллель, чтобы строить шахты и город. К началу капитального строительства уже существовала разведочно-эксплуатационная шахта №1/2 производственной мощностью около 100 тысяч тонн в год, вторая, примерно такая же шахтёнка действовала на Еджид-Кырте; посёлок Рудник острословы называли «Проспектом Троглодитов», поскольку он состоял в основном из землянок. Также, на правом берегу Воркуты, уже действовала локомобильная электростанция. Управление «Воркутстроя» имело собственные лесозаготовительные предприятия в Сивой Маске, Кочмосе, Усть-Усе, Инте (там уже было открыто угольное месторождение и намечалось строительство шахт).

В те же годы своеобразной была организация работ на первой эксплуатационной шахте №8. Из-за нехватки рабочей силы уголь добывали только зимой. До лета он хранился на складах, а с наступлением тепла отгружался в узкоколейные платформы и доставлялся на пристань. Все силы бросались на пристань, где под голубым покровом полярного неба круглосуточно велись работы. Разгружали оборудование, материалы, продовольствие, а баржи тут же загружались углём. За короткую навигацию надо было отправить возможно больше угля и запастись необходимым до будущей весны.

В 1940 году были заложены мелкие шахты №1, 3, 4, 5. Для их строительства не хватало энергетических мощностей, несколько локомобильных установок, имевшихся на Руднике, работали на пределе. И только в конце 1939 года было принято решение о строительстве на левом берегу Воркуты теплоэнергоцентрали мощностью 16 тысяч киловатт.

Начавшаяся война заставила воркутинцев, как и строителей Северо-Печорской магистрали, пересмотреть все сроки и возможности. Страна потеряла угольный Донбасс. Поэтому требовалось быстрейшее завершение шахтного строительства с тем, чтобы с приходом первого поезда из Воркуты непрерывным потоком шёл уголь.

Строители не ждали «милостей» от природы, они искали, выдумывали, изобретали. В начале войны на правом берегу построили завод шлакоблоков, где в качестве заполнителя стали применять горелую породу террикона шахты №8. Нашли заменители вяжущих веществ, за счёт чего расход цемента сократился с 250 килограммов на кубометр до 90 килограммов. Вскоре завод стал давать до тысячи кубометров шлакоблоков в месяц. Это была уже ощутимая помощь в удовлетворении нужд строителей в стеновых материалах. Кроме того, было налажено производство керамических изделий, которые в Воркуту не завозились, изоляторов для телефонной и электрической сети; научились делать стёкла для шахтёрских ламп Вольфа, натриевое растворное стекло – ускоритель схватывания бетона и компонент для обмазки электродов, оконную замазку на битумной основе, ксилолитовые плиты и бакелитовые изделия для электроприборов. На заводе восстанавливались ртутные выпрямители и сгоревшие электролампы.

Но лампы сгорали редко, слишком слабым было напряжение в сети. Увеличение энергетических мощностей стало задачей №1, без скорейшего решения которой невозможно было строить шахты и наращивать добычу угля, так необходимого для нужд фронта. Было принято решение смонтировать и пустить первую турбину на год раньше намеченного срока.

В недостроенных помещениях, а зачастую прямо под открытым небом в пятидесятиградусные морозы спешно монтировали первый турбогенератор. Когда строительство котельного зала могло быть остановлено из-за отсутствия железобетонных конструкций, решили устанавливать металлические фермы на временных деревянных стойках, не дожидаясь железобетонных опор. Реализация этого предложения сократила сроки строительства вдвое.

В процессе монтажа выяснилось, что в комплекте импортного оборудования недостаёт отдельных деталей и целых монтажных единиц, без которых задерживался ввод в эксплуатацию первого турбогенератора. Тогда инженеры Скороход и Сукорский сами сконструировали недостающее оборудование, создали гасительное сопротивление и автомат гашения поля, которые до сих пор безотказно служат и обеспечивают нормальную работу турбогенератора.

Устранение множества технических неполадок, решение на ходу сложных монтажных вопросов стало нормой жизни строителей Воркуты. В успешном завершении строительства ТЭЦ-1 большое значение имело постановление правительства, согласно которому «Воркутстрою» выделялось два котла, турбина мощностью пять тысяч киловатт и другое энергетическое оборудование, которое в сжатые сроки было демонтировано и переброшено в Воркуту с лесозавода в Архангельске.

28 декабря 1942 года первая очередь Воркутинской ТЭЦ-1 приняла промышленную нагрузку. К этому времени шахта №1 «Капитальная» уже давала максимум того, что можно было дать в тех сложнейших условиях. Заканчивалось строительство шахт 2, 3, 4. Все новостройки были соединены путями широкой колеи, что создавало возможность обеспечить фронт погрузки угля и доставки на объекты материалов. С гордостью сознавая, что уголь Воркуты вошёл в топливный баланс народного хозяйства страны и его энергия, как писала 3 марта 1943 года газета «Правда», - «…приводит в движение турбины электростанций Ленинграда, локомотивы ряда железных дорог, корабли и транспорты в Балтике и на Северном Ледовитом океане, плавит металл на многих оборонных заводах», горняки Заполярья были полны решимости отдать свои силы для ускорения победы над врагом. Первые эшелоны топлива по Северо-Печорской магистрали были отправлены героическому городу Ленина, который сражался в кольце блокады. С тех пор берёт начало горячая дружба ленинградцев и воркутян.

«Уголь Ленинграду!» Это звучало в те дни для воркутинцев как приказ к бою. В августе 1943 года было отправлено Ленинграду десять сверхплановых эшелонов топлива. Из всего твёрдого топлива, полученного Ленинградом в этот блокадный год, 72% отправлено из Воркуты. На её шахтах один за другим объявлялись фронтовые месячники. Люди добровольно отказывались от выходных дней, спускались в забои целыми семьями, в свободное от основной деятельности время трудились на шахтах учителя, врачи, конторские работники, старшие школьники. Люди понимали, что поднятый ими сегодня уголь завтра станет металлом, который нужен для победы над врагом.

Далёкий тыл становился самым настоящим фронтом.

В 1942 году из Воркуты ушла добровольно на фронт группа девушек. Среди них были комсомолки Феня Терентьева, Лена Чубарева и многие другие. Тогда их подруга Ванда Барсукова заявила, что если девушки могут воевать, то они могут работать и в угольных забоях, и стала первой в Печорском бассейне женщиной-навалоотбойщицей.

«Моя норма, - писала она в газете «Заполярная кочегарка», - 250 тонн в месяц. В июне я свою норму перевыполнила, в июле вместо двухсот пятидесяти – выдам пятьсот тонн. Пусть знают враги, на что способна советская женщина-шахтёрка, когда речь идёт о защите Родины, о помощи Красной Армии. Вызываю на соревнование всех навалоотбойщиц бассейна…»

Женщины Воркуты с первых дней войны организовали отправку посылок на фронт. Люди приносили на сборный пункт тёплую одежду, махорку… Если у горняка было две пары тёплого белья, то одну он отправлял своему сражающемуся на фронте товарищу. Покорители Заполярья одерживали одну победу за другой. Вступали в строй новые шахты, сдавались в эксплуатацию цехи Воркутинского механического завода, наращивала мощности энергетика, строилось жильё, тундру рассекали дороги, воздвигались школы, детские сады и больницы. Решалась проблема подготовки кадров на месте. Вначале был открыт учебный пункт, где готовили специалистов горняцкой профессии, а в 1944 году постановлением Государственного Комитета обороны в Воркуте был открыт горный техникум, который превратился в кузницу руководящих работников среднего звена. Сегодня его выпускники трудятся во всех угольных бассейнах страны.

Не будет ошибкой, если мы скажем, что Воркуту строила вся страна. В 1941-1942 гг. партия направила в Печорский бассейн лучших своих сынов, горных специалистов, которые уверенно вели за собой горняцкие коллективы и определили техническую политику комбинатов на многие годы вперёд.

К 1943 году уже работали в полную силу шахты №1, 2, 3, 4, 9, 10, 11, построенные в чрезвычайно сжатые сроки, готовились к сдаче пятая и шестая, начали закладку шахт №12, 14, 16, 7. Невероятными темпами росла производительность труда. Предприятия проектной мощностью 200 тысяч тонн угля в год давали 300-400 тысяч. С каждым месяцем и годом нарастал объём добычи. Если в 1937 году было добыто 120 тысяч тонн угля, а в 1940-м 270 тысяч тонн, то ещё через год страна получила от заполярных угольщиков 1,5 миллиона тонн топлива.

Четверть века спустя в своих воспоминаниях, названных «Огонь из вечной мерзлоты», бывший начальник комбината, Герой Социалистического труда, Лауреат Государственной премии М.М. Мальцев написал, что люди Воркуты совершили чудо, в которое не каждый сможет поверить.

По мере того, как Красная Армия опрокидывала и гнала на Запад ненавистного врага, воркутинские угольщики тоже развернули наступление на запад. По решению Государственного Комитета обороны было начато строительство десяти новых шахт западного крыла Воркутинской Мульды

В те очень сложные и напряжённые годы войны руководители комбината понимали, что человек не робот, что ему нужна короткая передышка, отдушина для пополнения моральных и физических сил. Поэтому стали развивать все виды спорта. Был построен спортзал, где занимались в свободные минуты гимнасты, атлеты, волейболисты и баскетболисты. Зимой заливался каток. Но главным спортивным увлечением воркутян был футбол.

В 1943 году в Воркуте был создан музыкально-драматический театр во главе с известным режиссером Борисом Аркадьевичем Мордвиновым. Некоторое время в театре работал кинодраматург Алексей Яковлевич Каплер, заведующим литературной частью был видный театральный критик Г.М. Литинский. В первых ролях играли актёры Дейненко, Глебова, Пясковская и другие известные артисты.

Теперь у шахтёров и строителей появилась возможность здесь, на краю земли, смотреть «Сильву» и «Марицу», слушать музыку Чайковского и Оффенбаха… После труднейшей смены в тёмном и сыром забое, яркий театральный свет и мягкие кресла, и всё происходящее на сцене казалось сном, выдумкой. Но это было правдой, которая помогала, вдохновляла, снимала усталость, укрепляла веру в неограниченные человеческие возможности. Старожилы не помнят случая, чтобы в зрительном зале было свободное место. Люди загромождали проходы, их не могла остановить по пути в театр даже шквальной силы пурга.

В день, когда вышел Указ о преобразовании Воркуты в город, в нём было три школы, два детских сада и ясли, три магазина с девятью продавцами, две столовые на 80 посадочных мест, три медицинских пункта, две бани и две парикмахерские. Жилой фонд составлял всего 29 тысяч квадратных метров. Но зато город имел свой замечательный театр. Это было его гордостью многие годы…

Закончилась жесточайшая в истории человечества война. Возмужавшими пришли к победе заполярные угольщики. За годы войны они отправили промышленности и фронту около 6,5 млн. тонн угля. В послевоенные годы в Воркуте вводятся в строй новые, более современные шахты. Начинается стремительный переход к механизации всех видов работ, к внедрению добычных и проходческих комбайнов. За годы первой послевоенной пятилетки было введено в строй действующих восемь шахт с приростом годовой мощности на 4 миллиона тонн, что позволило в 1950 году добыть уже около девяти миллионов тонн топлива.

В 1959 году комбинат достиг максимальной в своей истории добычи – 12,5 миллиона тонн, что на 20% превышало уровень 1959 года. Это оказалось тем пределом, который невозможно было переступить без коренной ломки технологии производства на большинстве предприятий. Почти везде были отработаны верхние горизонты, взято всё, что можно было взять по примитивным технологическим схемам, не требовавшим значительных капитальных затрат. Отработали свои запасы и были погашены шахты №2, 3, 4, 6, 8, 12, 19. Естественно поэтому, что воркутинский уголь дорожал, а вместе с этим удорожанием всё настойчивей раздавались голоса о целесообразности дальнейшего развития Печорского угольного бассейна. Предлагалось не строить новых шахт, а работать, как говорят, на износ, на постепенное свёртывание, работать без перспективы.

Сторонники «свёртывания» работ, выдвигавшие в качестве основного аргумента дороговизну воркутинского угля, не учитывали одной важной детали. Всё дело, оказывается, не в стоимости самого угля, а в качестве шихты, особенно в содержании серы и фосфора, которые влияют на качество кокса, а следовательно – и металла, что серьёзно сказывается на всех технико-экономических показателях работы металлургов. Печорские угли содержат серы всего около 0,7%, а донецкие – до 3%. Кроме малосернистости кокс, полученный из печорских углей, отличается высокой механической прочностью, что является одним из важнейших показателей его качества. От этого зависит расход кокса на выплавку одной тонны чугуна. Достаточно сказать, что увеличение содержания серы всего на 0,1% требует увеличения расхода кокса на 2%. И если для выплавки одной тонны чугуна требуется 599 килограммов кокса, выжженного из углей восточных районов страны, то кокса из печорских углей расходуется только 506 килограммов.

Малосернистость печорских углей является важным фактором не только для выжига высококачественного металлургического кокса, но и для получения чистых химических продуктов: бензола, пека. Из каждой тонны коксуемых воркутинских углей добывается на 30-40% больше смолы и на 50% больше сульфата аммония – ценного азотного удобрения, - чем из донецких и кузнецких углей.

Основную часть коксующихся углей комбинат «Воркутауголь» поставляет Череповецкому металлургическому комбинату, который выжигает из них самый лучший в стране кокс, сочетающий в себе чистоту кузнецкого и крепость донецкого. И если в Кузбассе для добычи одной тонны коксующихся углей приходится попутно добывать две-три тонны энергетического топлива, то в Воркуте почти весь уголь пригоден для нужд чёрной металлургии.

Люди, сетовавшие на дороговизну печорских углей, определяли экономическую эффективность не по конечным результатам продукции, а только по абсолютному уровню себестоимости добычи в сравнении с углями Донбасса и Кузбасса.

И всё же надо было принимать меры, чтобы воркутинский уголь стал дешевле. Направлений было несколько. Прежде всего предстояло решить вопрос о реконструкции основного шахтного фонда, построенного в годы войны и первые послевоенные годы по временным нормам и правилам. И этот вопрос был решён. В числе грандиозных предначертаний семилетки (1959-65 гг.) было несколько строк и о реконструкции Печорского угольного бассейна. Но тем, кому предстояло его реконструировать, была понятна огромная сложность этой работы. Фактически надо было осуществить второе рождение Печорского угольного бассейна: реконструировать шахты, не снижая темпов добычи угля, переходить на нижележащие горизонты, бороться с усложняющимися горногеологическими условиями, осваивать новую технику и технологию добычи, увеличивать нагрузки на забои, совершенствовать горное хозяйство, повышать производительность труда за счёт эффективного использования техники и концентрации горных работ, переводить выработки на металлическое крепление и экономить сотни тысяч кубометров драгоценного леса, механизировать и автоматизировать производственные процессы под землёй и на поверхности, улучшать качество угля и снижать его себестоимость… Ни для кого не секрет, что удорожание воркутинского угля происходит и за счёт надбавок, которые установлены правительством для трудящихся, работающих в районах Крайнего Севера. К тому же за счёт угля приходится содержать немалый управленческий аппарат, коммунальные и различные бытовые службы, учебные заведения, детские сады и т.д., без чего невозможна нормальная жизнь шахтёров и их семей. Вот почему в наших условиях особенно важно заменить возможно больше человеческого труда трудом машин и механизмов.

В то время горняки только-только услышали о комплексах, прочитали о них в горной литературе. И когда на шахту №17 начали поступать вагоны с секциями гидравлической крепи, то все ахали, казалось невероятным пустить эту махину под землю, а тем более – устанавливать её в лаве и давать то огромное количество угля, какое уже добывали такими комплексами в комбинате «Тулауголь».

Коллектив первой в Печорском бассейне комплексно-механической бригады возглавил Александр Рахвиашвили. Пять лет спустя горняк стал лауреатом премии Ленинского комсомола, был делегатом XVI съезда ВЛКСМ. Столь высокая оценка работы была справедливой и естественной, поскольку бригада Рахвиашвили в течение всех лет показывала образцы подлинного трудового мужества, постоянно добивалась высоких нагрузок на комплекс. В лаве Рахвиашвили прошли стажировку по управлению комплексом многие бригады. В конце восьмой пятилетки на шахтах Воркуты уже работало 24 комплекса, в числе их – десять бригад-миллионеров, каждая из которых в течение нескольких лет добыла более миллиона тонн угля при помощи новой техники. Одна комплексно-механическая бригада выдаёт ежегодно 300-400 и даже 500 тысяч тонн угля, годовую добычу средней шахты!

Такую выработку удалось достичь благодаря настойчивой и кропотливой работе инженеров, научных работников, горного надзора шахт, которые сумели решить ряд сложнейших технических проблем.

Велика заслуга инженеров и рационализаторов в улучшении качества угля.

Долгое время существовало убеждение, что в условиях Заполярья, где восемь месяцев в году свирепствуют морозы и пурги, невозможно применение никакой схемы обогащения угля, кроме пневматической и ручной породовыборки.

Сотрудники Печорского научно-исследовательского угольного института в содружестве с производственниками, инженерами, рабочими-рационализаторами предложили испробовать комбинированную схему обогащения с применением гидравлической отсадочной машины.

Впервые эта схема была опробована и внедрена в 1964 году на шахте №40. Годовой экономический эффект от внедрения её превысил 200 тысяч рублей, а затраты на приобретение оборудования окупились в течение одного года.

Вскоре такая схема была внедрена на шахте №17. Капиталовложения окупились здесь за три месяца, а годовой экономический эффект от обогащения угля методом гидравлической осадки составил 400 тысяч рублей. В настоящее время новая схема обогащения внедрена на всех обогатительных фабриках.

Экономисты подсчитали, что это даёт ежегодную экономию в сумме 4,5 миллиона рублей. А если подсчитать транспортные расходы, которые угольщики несут на перевозке по железной дороге миллионов тонн пустой породы, то эффект получится ещё более внушительный. Ведь и сегодня каждый пятый вагон везёт золу за несколько тысяч километров. Есть прямой резон построить в Печорском бассейне центральную обогатительную фабрику, поскольку к концу девятой пятилетки потребность в концентратах воркутинских углей для коксования значительно возрастёт.

Решить проблему роста производительности труда на предприятиях комбината, повысить культуру производства, облегчить труд людей при помощи одних только механизированных комплексов было бы, конечно, невозможно. На помощь горнякам пришла автоматика, которая явилась мощным ветром в паруса технического прогресса.

Насколько успешно горняки Воркуты смогли решить поставленные перед ними задачи, может служить тот факт, что по итогам работы в семилетке комбинат «Воркутауголь» был удостоен высшей правительственной награды – ордена Ленина. Пять лет спустя, впервые в своей истории, шахты комбината добыли более 14 миллионов тонн угля, значительно улучшили все показатели своей деятельности. В том же году город заполярных угольщиков Воркута был награждён орденом Трудового Красного Знамени.


[Home]

©2002-2003 Dmitriy Kostromin


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Используются технологии uCoz