Rambler's Top100

Miti@13

альбом

ВОРКУТАУГОЛЬ


Управление автотранспортного хозяйства

Первая небольшая партия автомобилей поступила в Воркуту в 1941 году, однако из-за отсутствия дорог широкого распространения автотранспорт не получил. Поскольку шахты Воркутского месторождения - из-за необходимости как можно более быстрого ввода в эксплуатацию - строились по контуру выхода угольных пластов под четвертичные отложения, то во второй половине 50-х годов по автотрассе нынешней кольцевой магистрали Воркуты уже существовала дорога из гравия, соединявшая между собой шахты. По западу, с вводом в эксплуатацию широкой железнодорожной колеи до ст. Мульда, преобразовали в автодорогу узкоколейку, до этого обеспечивавшую грузопотоки по маршруту Рудник - шахта 25. Поскольку насыпь дороги из песчано-гравийной смеси была ненадёжной, то позже - в начале 60-х годов - дорожное полотно поэтапно забетонировали, а затем, спустя несколько лет, и заасфальтировали (первая сезонная установка по производству асфальта запущена в работу в 1958 году). Стала широко применяться для дорожного строительства горелая порода терриконов.

Автотранспортная контора комбината "Воркутауголь" в январе 1945 года была создана как отдел комбината и тем самым выведена из общей системы транспортного управления. Автомобильный парк АТК в то время располагал 170 автомобилями и был неслабым подспорьем железнодорожному транспорту в период бурного строительства шахт. Долгое время это было единственное в Воркуте средство автотранспортное предприятие, обеспечивавшее как грузоперевозки шахт и объектов строительства, так и торговую сеть города. Обслуживало оно и станцию "Скорая помощь".

В первые годы работы, когда ещё не было снегозащитных средств и опыта содержания автодорог в экстремальных условиях заполярной зимы, перебои в движении автотранспорта были довольно частыми. Позже движение автотранспорта приостанавливалось только в период сильных пург.

Вот как описывает первые годы развития автотранспортного хозяйства Валентин Фомич Рощин - первый начальник автотранспортной конторы комбината "Воркутауголь":

Автотранспортное хозяйство началось в 1938 году с двух тракторов ЧТЗ, которые были доставлены на Воркуту по рекам Печоре, Усе и Воркуте на баржах, а от Воркуты-Вом - по узкоколейной железной дороге.

 

Василий Бак, водитель одного из первых автобусов. Конец 40-х годов

В путь

В 1939 году были получены 4 газогенераторных автомашины. Их отдали в совхозы "Новый Бор", "Харьяга" и "Кочмес", так как они работали на древесных чурках. В 1941-1942 гг. от строителей Печорской железной дороги получили 36 автомашин ЗИС-5, из них 22 были разбиты, а 14 - еле-еле на ходу.

В 1943-1944 гг. получены 60 автомашин (вездеходы) для освоения Халмер-Ю. В это же время получили 2 легковых "виллиса".

5 января 1945 года приказом №12 по личному составу была организована автотранспортная контора комбината "Воркутауголь" (АТК).

В 1945 году были получены 40 американских тракторов "Алис Чалмер". Также были направлены на освоение Халмер-Ю, Юнь-Яги и Полярного Урала. В конце 1945 года поступило ещё 58 американских "студебекеров" в разобранном виде (узлами). Их собирали на ВМЗ.

Затем ежегодно и регулярно поступали грузовые, легковые автомашины, автобусы, тракторы, скреперы, бульдозеры, шнекороторные машины, экскаваторы и т.д.

...А что касается автохозяйства "Печоршахтостроя", автобусного хозяйства, таксомоторного хозяйства, хозяйства геологоразведки, то всё это наше детище, все они от нашей АТК, все от угля...


[Home]

©2002-2003 Dmitriy Kostromin


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Используются технологии uCoz