Rambler's Top100

Miti@13

альбом

ВОРКУТАУГОЛЬ


Первый уголь Воркуты

27 марта 1930 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление "О развитии каменноугольной промышленности и расширении геологических работ в бассейне реки Печоры".

Уже в мае-июне 1931 года с началом навигации на реку Воркуту двинулся отряд из 43 человек. Руководил отрядом А.А. Волошановский - специалист-горняк из Донбасса. В составе отряда была и группа вольнонаёмных геологов под руководством Г.А. Чернова. 30 июня высадились на пустынный берег реки Усы - слияние её с рекой Воркутой. Позже здесь появится поселение Воркута-Вом, откуда возьмёт начало первая в Республике Коми узкоколейная железная дорога. Второй отряд в количестве 40 человек под руководством И.М. Лямина прибыл 30 июля 1931 года.

У первопроходцев было правительственное предписание: провести разведочные работы на правом берегу реки, заложить шахту и за зиму 1931-1932 гг. добыть 60 000 пудов угля.

Двинулись на Воркуту двумя группами. Оба отряда на 16 лодках с грузом (техническое оборудование для бурения и эксплуатации шахт, продовольствие для 100 человек, сруб бани, лес для крепления выработок в шахтах) отправились вверх по реке Воркуте. А 5 человек верхом на на лошадях с тюками (геологи И.М. Лямин, Н.Н. Инкин, топограф Подобедов, горняки Андреев и Правиков) ушли к месту работы, чтобы до прибытия рабочих наметить места закладки первых шурфов, первого рудника.

Вспоминает геолог отряда Николай Николаевич Инкин: "...2 августа 1931 года мы прибыли к месту будущего рудника. Поставили флаг и палатку, ознакомились с местностью, донецкие шахтёры Правиков и Андреев прошли за три часа трёхметровый шурф и вскрыли первый пласт. На следующий день были вскрыты ещё три угольных пласта прекрасного качества. 6 августа на четвёртый пласт была заложена первая штольня. Этим мы положили начало эксплуатационным работам по углю на Воркуте".

Экспонаты музея

В августе же 1931 года Президиум ВЦИК принял постановление: создать в Коми автономной области новую отрасль - каменноугольную. В 1931 году попутная добыча угля на рудниках Еджыд-Кырта (река Печора) и Воркуты составила 9884 тонны.

Начальник Ухтпечлага Яков Мороз в своём отчёте по итогам работы в 1931 году писал: "Общая добыча угля в Воркуте характеризуется следующими цифрами: план - 1084 тонны, факт - 1176 тонн... Угли Воркуты по своим качествам являются особенно ценными, давая значительный выход спекающегося кокса. По своим качествам угли Воркуты не уступают, а в некоторых отношениях (содержание серы) превосходят донецкие угли..."

1931 год - год добычи первой тысячи тонн угля. В первые годы острейшей проблемой была перевозка угля потребителям. По мелководной и порожистой реке Воркуте уголь перевозился на специальных лодках, в её устье перегружался на небольшие баржи, в которых уголь транспортировался по реке Усе. У Усть-Усы уголь перегружался в крупные баржи и перевозился до устья Печоры, где, наконец, переваливался на морские суда. 28 июля 1933 года газета "Известия" сообщила, что в Архангельск прибыл грузовоз "Свердлов", доставивший первую партию воркутинского угля для Северного флота.


[Home]

©2002-2003 Dmitriy Kostromin


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Используются технологии uCoz