Rambler's Top100

Miti@13


ГОРОД В ЗАПОЛЯРЬЕ

Архив: Известия №46 (16974), 1972

20/02/03 Dmitriy Kostromin

Н. Ушпик, председатель исполкома
Воркутинского городского Совета,
депутат Верховного Совета Коми АССР
 

И опять в город ворвалась пурга. Сколько дней и ночей придётся теперь воевать с ней нашему воркутинскому штабу по борьбе со стихией, что натворит она? Прогнозы синоптиков не радуют. В прокуренную комнату штаба поминутно открывается дверь. Из тьмы кромешной сюда один за другим вваливаются облепленные снегом люди. Это депутаты нашего городского Совета, работники коммунальных предприятий и автоинспекции, водители вездеходов и автомашин. Жадно затягиваясь дымом сигареты, они докладывают обстановку.

Обстановка накаляется. Застыли в пути автобусы, и горняки не могут пробиться к шахтам. Шутка ли - из города ездит на работу в ближайшие посёлки почти пять тысяч человек! Кончаются запасы топлива на электростанции. Непрерывно звонят телефоны:

   - Скорее расчищайте дорогу. Люди остались в забоях на вторую смену.
   - Вышла из строя котельная.

На столе растёт стопка телефонограмм: "просим", "требуем", "срочно примите меры"... И штаб принимает их. Он мобилизовал в городе и посёлках всё, что мог, обледенил усилия десятков ведомств, с которыми в хорошую погоду не так-то легко договориться - у каждого свой ведомственный гараж, свой грейдер, "свой тротуар". Но вот в сопровождении бульдозеров, грейдеров, шнекороторов, штурмуя снежные завалы, двинулись в посёлки шахтёров, строителей, энергетиков, железнодорожников автопоезда с продовольствием, хлебом. Пошло на электростанцию топливо. Открыт путь автобусам.

Но за окном продолжает гудеть пурга. Скорость ветра уже превысила сорок метров в секунду. Это при тридцатиградусном морозе. Главное сейчас - умело маневрировать снегоочистительными машинами. А их у нас раз-два - и обчёлся. И те слабосильные, не рассчитанные на заполярный снег. Местами его толщина достигает пяти метров, а плотность такая, что не каждый бульдозер возьмёт. Необходимо поддерживать в проезжем состоянии около двухсот километров дорог, значительная часть которых пролегает в тундре. И ещё забота - не дать выйти из строя инженерным коммуникациям.

Воркута. Утро после пургиВместе с первым секретарём горкома партии Герасимом Арамаисовичем Мартиросяном пробиваемся на вездеходе через глубокие сугробы, перегородившие улицы Воркуты. Город борется с пургой. Очищаются от снега подъезды домов, подходы к магазинам, столовым, предприятиям быта, учреждениям. Мелькают лопаты. Что поделаешь, не хватает техники. Стихнет буря, часть машин возвратится из тундры в Воркуту, и тут начнётся аврал. За зиму из центрального района города вывозится около четырёхсот тысяч кубометров снега. Эта работа нам обходится в сто пятьдесят тысяч рублей - 80 процентов средств, отпускаемых на благоустройство.

Наконец наш вездеход выбирается на северное кольцо дороги. Вдоль этой главной автомагистрали Воркутинского угольного бассейна расположено большинство шахт и крупных горняцких посёлков. Все они, как говорится, засыпаны снегом по макушку. В каждом посёлке работает свой штаб по борьбе со стихией. На трудных участках выставляются посты. Они следят, чтобы люди, идущие на шахты, не заблудились, хотя расстояние от жилья до места работы всего каких-нибудь полтора-два километра.

Недавно депутаты городского совета интересовались условиями труда на шахте "Юнь-Яга". Штреки и лавы здесь содержатся в чистоте, в забоях порядок, хорошо действует вентиляция, подземный транспорт. На восьмом участке я разговорился с рабочим бригады Анатолия Майорова.

- Наш участок, - сказал горнорабочий Александр Абузяров, - выдаёт в феврале каждые сутки при плане восемьсот семьдесят тонн угля до полутора тысяч. Только бы не прихватила пурга.

В прошлом году шахта "Юнь-Яга" потеряла из-за пурги более ста тысяч рублей. В течение нескольких пуржистых дней ноября и декабря 1971 года и в январе нынешнего комбинат "Воркутауголь" недодал свыше пятидесяти тысяч тонн угля. Это шестьсот тысяч рублей. За эти деньги можно купить десятки мощных снегоуборочных машин и вездеходов. Имела бы их хоть пару "Юнь-Яга", и проблема не стояла бы так остро.

Мы ожидаем большей помощи от Министерства автомобильного транспорта и Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР. В постановлении ЦК КПСС "О руководстве Воркутинского горкома КПСС Коми АССР делом дальнейшего улучшения производственных и жилищно-бытовых условий трудящихся города" отмечалось, что центральные, республиканские плановые и хозяйственные (?)* при решении вопросов развития воркутинского угольного бассейна (?) шахтёрам необходимых (?) бытовых условий не в (?) учитывают отдалённость и особенности природно-климатических условий этого заполярного района.

Мы часто напоминаем об этом чрезвычайно важном для воркутинцев постановлении руководителям министерств и ведомств и надеемся, что они будут выполнять его с большей настойчивостью.

- Сейчас из двенадцати ведомств, которые ведут в Воркуте строительство различных объектов, вкладывают деньги в развитие нашего коммунального хозяйства только горисполком и комбинат "Воркутауголь", а других это будто и не касается. Возьмём, к примеру, ТЭЦ. Объём капиталовложений у этого предприятия свыше пятидесяти миллионов рублей. Дала ли ТЭЦ (директор А. И. Чегляков) хоть рубль городу? Не дала! Об этом, в частности, говорил на на сессии председатель постоянной комиссии городского Совета по жилищно-коммунальному хозяйству инженер А. С. Степанов. Дополняю, что в разгар пурги ТЭЦ обычно настойчивее всех требует помощи от штаба по борьбе со стихией. И помощь обязательно оказывается. Я пишу об этом, чтобы Министерство энергетики и электрификации СССР не считало Воркуту "чужим городом".

Мы строим и будем строить. Намечено снести в Воркуте и посёлках бараки и вселить семьи в хорошие квартиры - с ваннами, телефоном и канализацией. И хотя жилой фонд города вырастет до миллиона семисот сорока тысяч квадратных метров, это ещё не решит жилищную проблему.

В нынешней пятилетке будут сооружены новые школы, больничный комплекс, предприятия торговли, быта и многое другое. Воркута расширяет свои границы, захватывает в заполярной тундре всё большие и большие площади. Что ж, так и должно быть. Но вот загвоздка - город выходит со скальных грунтов на так называемые слабые, с "вялой мерзлотой". Придётся, очевидно, сооружать некоторые объекты на "висячих" сваях, а кое-где сохранять для прочности вечную мерзлоту.

В общем впереди трудный этап, преодолеть его могут только специализированные проектные организации. Такая организация у нас есть. Это Государственный институт Печорпроект. При его непосредственном участии созданы два крупных северных города - Инта и Воркута. Печорпроект, собравший в своих стенах крупных специалистов, завоевал в Заполярье большой авторитет. К его помощи здесь обращаются более двадцати министерств и ведомств. И сил для выполнения их заказов на проектно-изыскательские работы хватает.

Но министерство угольной промышленности СССР, исходя, видимо, из интересов концентрации проектных работ для основного производства, вынашивает решение объединить Печорпроект с Печорским научно-исследовательским угольным институтом, который занимается совершенствованием технологии добычи топлива и никакого отношения к градостроительству не имеет. Думается, что такое решение будет ошибочным. Оно вызовет у нас большие трудности, особенно в период широкого размаха строительства и ожидаемых серьёзных усложнений в проектировании.

Сегодня опять ураганный ветер. Город занесло снегом. Февраль - месяц пуржистый. Но и март тоже может угостить снегопадами. Снова заседает штаб по борьбе со стихией. Снова тревожные звонки, телефонограммы. Дежурит заместитель председателя исполкома городского совета Юрий Антонович Макаров.

   - Топливо и хлеб вам направлены! - кричит он в телефонную трубку.
   - Машины? Сейчас позвоню в гараж!..
Но телефон замолчал - оборвало провода.

Воркута. Ночь. Пурга. Жуть!Старенький гараж управления коммунального хозяйства горисполкома еле выдерживает порывы ветра. Четыре года назад у нас началось строительство базы санитарной очистки, куда входит и гаражный комплекс. Но стройку
законсервировали: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Коми АССР прекратило её финансирование. Успели освоить только шестьсот тысяч рублей - 25 процентов сметной стоимости. От этой базы во многом зависит чистота нашего города, его благоустройство, и мы ждём, когда нам дадут возможность закончить её строительство.

Воркута - один из красивейших и богатых городов Заполярья. В нём и примыкающих посёлках живёт почти двести тысяч человек. Трудно перечислить всё то, что для них сделано благодаря заботе государства и Коммунистической партии. Едва ли ещё найдёшь в стране город с таким количеством населения, где бы насчитывалось двадцать три музыкальные школы, двадцать шесть клубов, более тридцати библиотек, триста магазинов, двести столовых, кафе и ресторанов, сто восемьдесят восемь предприятий бытового обслуживания. Есть у нас в школах спортивные залы и плавательные бассейны. Есть в шахтёрских посёлках крытые катки. Такая Воркута!

И мы хотим, чтобы она давала Родине больше угля, чтобы люди полнее пользовались созданными для них благами, чтобы город наш был чистым, ухоженным, чтобы жизнь его не зависела от капризов природы.

* Ничего не могу поделать - уголок у газеты, с которой я "набивал" был оторван...

 


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Используются технологии uCoz