- Пасхальное богослужение
- Пасхальные обычаи и народные поверья
Пасхальная ночь и период Вознесения
В пасхальную ночь богослужение в православных храмах начинается за
несколько часов до полуночи. Читают Деяния Святых Апостолов - одну из книг
Нового Завета, рассказывающую о том, как христианская вера распространялась
по всему миру.
За полчаса до полуночи священник, стоя перед Царскими вратами алтаря,
начинает читать канон Великой субботы, посвященный погребению Христа
Спасителя. В этом каноне уже слышна тема о Воскресении Христовом, весть о
котором придёт в каждый православный храм в пасхальную полночь.
Ровно в полночь служится особенная торжественная служба - Светлая
Пасхальная Заутреня. Из алтаря раздаётся негромкое пение (стихира в начале
Заутрени, глас 6-й): "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех,
и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Пение постепенно
становится всё громче и громче, в пение включается хор, духовенство выходит
из алтаря и начинается крестный ход вокруг храма (три раза), с торжественным
звоном в колокола. "Воскресение Твое, Христе Спасе..." поёт теперь не только
духовенство, но и весь народ, участвующий в крестном ходе.
Шествие останавливается у входных дверей храма, символизирующих
запечатанный гроб Господа Иисуса Христа, и начинается пасхальная утреня.
После возгласа священника (или епископа) первый раз все поют пасхальный
тропарь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во
гробех живот даровав". Этот тропарь будут петь постоянно во время всех
церковных богослужений и в домашней молитве до праздника Вознесения
Господня, в течение сорока дней после пасхальной ночи.
Начинается пасхальная утреня. Хор поёт особенным, весёлым пасхальным
распевом канон Пасхи. "Воскресения день, просветимся людие, Пасха, Господня
Пасха, из смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас возведе,
победную поющия", - так начинается этот канон. Во время пения канона
духовенство выходит к народу с пасхальным приветствием. "Христос воскресе!"
- восклицает священник, чтобы услышать от народа многоголосое "Воистину
воскресе!"
В конце пасхальной утрени читается Огласительное "Слово святителя Иоанна
Златоустаго" (347-404 г.), которое прекрасно описывает торжество и значение
Пасхи. "Смерть, где твое жало; ад, где твоя победа?" - так вопрошает
святитель Иоанн Златоуст все силы смерти и ада. И отвечает: "Воскрес Христос
- и пали демоны; воскрес Христос - и радуются ангелы; воскрес Христос - и
жизнь торжествует".
После службы все молящиеся подходят к священнику который держит в руках
крест, целуют крест и христосоются с ним, а потом и с друг другом.
Обыкновенно здесь же возле креста, всем дают красные яички. Заутреня
продолжается около полтора часа.
В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная
Литургия, которая продолжается около двух часов. Таким образом пасхальное
богослужение кончается после трех часов утра. Во время этой Литургии,
молящиеся которые говели, исповедовались и причащались во время Страстной
Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких
больших грехов не было совершено.
Перед последним благословением литургии прочитывается Пасхальное послание
Патриарха Московского и всея Руси.
Все богослужения на Пасху совершаются при открытых Царских вратах, и даже
по окончании службы, до следующего воскресенья, алтарь не затворяется. Это
знак того, как райские двери Воскресением Христовым были снова отворены для
верующих в Него.
После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно
разговляются (едят скоромное - не постное) при храме или у себя по домам.
Как было уже сказано выше, некоторые уходят домой и разговляются после
Заутрени. Молящиеся также приносят куличи, сырные пасхи и пасхальные
крашенные яички, для того чтобы священник освятил их после службы.
Вечером в день Святой Пасхи совершается пасхальная вечерня, а во все
прочие дни предстоящей недели, именуемой "Светлой Пасхальной Седмицей",
каждая литургия заканчивается крестным ходом вокруг храма. Каждый день
недели тоже называется светлым: Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т.
д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения.
Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным
периодом и связан со многими обычаями и традициями.
Пасхальные обычаи и народные поверья
На Руси весь народ торжественно готовился к Святому дню. К нему было
приурочено много обычаев и поверий. Например, считалось, что добрые дела,
совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогали снять с
души грех. Так, в России было принято собирать деньги для выкупа должников
из тюрьмы. Перед праздником все дома тщательно убирались, шились новые
наряды.
Для пасхальной трапезы пекут сдобные куличи, готовят творожные пасхи и
красят яйца. Обычно яйца красили в четверг, а в субботу относили в церковь,
чтобы освятить. Существует много разных видов пасх: и сливочная из сливок, и
красная из топлёного молока, и пасха на желтках, и розовая пасха с малиновым
вареньем, пасха с мукой....
Оставшийся с Пасхи кулич раньше сохраняли до Светлого Вознесения, через
40 дней после Пасхи.
Всю пасхальную неделю продолжались застолья. Праздничные столы ломились от
самых разных блюд. Кроме пасхи, куличей и яиц к столу подавали запеченных и
фаршированных орехами поросят, окорока, разные колбасы, сыры.
Яйцо - главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается
новое существо. При пасхальном целовании и приветствии верующие издревле
дарили друг другу красные яйца. Обычай этот, по преданию, обязан своим
происхождением Марии Магдалине, которая, представ перед императором
Тиберием, поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием "Христос воскрес!"
и с этих слов начала свою проповедь. Красный цвет - это цвет пролитой на
кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира.
Впрочем, обычай подобного рода был известен в глубокой дохристианской
древности. Как объясняет Плутарх, яйцо представляло некоторым образом
Творца, во всем вседействующего и все в себе заключающего; так, по его
словам, смотрели на яйцо египтяне, персы, римляне, греки и другие народы.
Господствовало всеобщее веселье, ликование, радостное настроение. Во всех
церквах звонили колокола. Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался
накрытым; приглашали к столу, угощали, особенно бедных, привечали больных,
убогих.
У крестьян существовало поверье, что на Пасху "солнце
играет". И многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе
России дети обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
Масса примет, суеверий, обычаев приурочена народом к пасхальной ночи и
торжественной заутрени.
"По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так
что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить на двор и на улицу: в
каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня, чёрта,
прикинувшегося животным".
В то же время находятся смельчаки и озорники, которым всё нипочём. Они
утверждают, например, что если поцеловать замок у церкви на Пасху,
обязательно увидишь ведьму; а если выйти с пасхальным яйцом на перекрёсток
дорог и "покатить яйцо вдоль по дороге - тогда черти непременно должны будут
выскочить и проплясать трепака"; в пасхальное воскресенье можно даже узнать,
кто в деревне является ведьмой и сколько их: для этого взять заговорённый
творог, встать с ним "у церковных дверей и держаться за дверную скобу -
ведьмы будут проходить, и по хвостам их можно сосчитать всех до единой".
На Пасху "старики расчёсывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько
внуков, сколько волос на голове; старухи умываются с золота, серебра и
красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши", чтобы
встретить солнце.
Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: "Воскресение Христово!
Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!"; "Дай бог жениха
хорошего, в сапогах да с калошами, не в корове, а на лошади!" Все девичьи
пасхальные приметы об одном: если девица ушибёт локоть, значит, её вспомнил
милый; если во щи упадет таракан или муха - к свиданию, губа чешется - к
поцелуям; бровь станет чесаться - кланяться с милым. Девушки умывались с
красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться
крепкой, и т. п.
У каждого своя корысть, и поскольку Пасха - величайший
христианский праздник, когда высшие силы на радостях готовы исполнить любое
желание православного человека, желания произносятся прямо на заутрени.
Использовали этот момент и охотники, которые специально являлись в церковь с
ружьями, и как только в первый раз запоют "Христос Воскресе", стреляли в
воздух в полной уверенности, что этим выстрелом убьют чёрта и обеспечат себе
удачную охоту в течение года. Воры "употребляют все усилия, чтобы во время
пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви, и при
этом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их. Тогда
смело воруй целый год, и никто тебя не поймает".
Существует и такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет
лаять на восток - к пожару, на запад - к несчастью.
Как большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными
играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято поздравлять друг
друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными
яйцами.
Обряд христосования, как известно, перенесён к нам из
Греции. Что касается самого значения этого обряда, то нет сомнения, что он,
по мысли христианской церкви, служит выражением общей радости и всеобщего
прощения, которое даровано нам воскресением Спасителя. Потому-то наши предки
на праздник Пасхи христосовались не только с живыми, но и с умершими.
На Пасху повсюду разрешается всем (мужчинам, парням)
звонить во все колокола, поддерживая радостное, праздничное настроение.
Обыкновение это особенно сильно в Великой и Южной России, где всегда в это
время находится весьма много охотников звонить на колокольнях.
Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц.
Впрочем, такого рода обращение не считалось у наших предков приличным и
уместным: в монастырских указах XVII столетия наряду с другими суевериями
запрещалось биться яйцами.
Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном
месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т. п.) загодя вкапывались
столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные
качели. Из разных местностей собиратели конца XIX - начала ХХ в. сообщали о
чрезвычайной популярности качелей на Пасху. "Возле них образуется нечто
вроде деревенского клуба: девушки, бабы, ребятишки, мужики
и парни с гармониками толпятся здесь с утра до ночи: одни только глядят да
любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль
занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями".
На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
В русских западных губерниях на Пасху совершался обход дворов, напоминающий
святочное колядование.
По народному представлению, в праздник Пасхи открывается светлый рай для
всех умирающих в это время, и все покойники, оставляющие этот свет на Пасху,
беспрепятственно переходят в селения праведных. Мысль эта, как видно, легко
родилась в уме народном частью под влиянием священных песен, в которых
возвещается всеобщее прощение, частью под влиянием церковного обычая
открывать в храмах на всю пасхальную седмицу царские двери.
На Пасху нередко посещали кладбища, христосовались с усопшими: "Христос
воскресе, батюшко! Христос воскресе, матушка!". Надо заметить, что прежде
начала поминальной трапезы могилки требовалось привести в порядок: подмести,
почистить, подправить. Водкой или вином поминать покойников считалось
грехом, а потому, если и хотелось кому выпить, то с кладбища уходили. |