Rambler's Top100

Miti@13

[Home]


 

Полемика вокруг ПАСХИ

22.04.2003


  1. Предисловие
    • Христиане всех концессий объединяйтесь!
    • Значение Пасхи
  2. Начало полемики
  3. Первый Вселенский собор
  4. Евангелия и Евангелисты
  5. "Страшная сила" Римской церкви
  6. Календарь
  7. Единение
    • Последний оплот иудо-христианской традиции
  8. Раскол
    • Григорианский календарь
  9. Клерикализм
    • Почему 30, а не 13?
    • Пудинг "на крови"
  10. p.s. Пасха и политика

Икона

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

"Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то ли делают и грешники? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенное делаете? Не так же ли поступают язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный"

Христиане всех концессий объединяйтесь!

Стремление к единству естественно в разделённом человечестве, хотя осуществить это единство люди пытались по-разному. Одни строили Вавилонскую башню, другие создавали мировые империи.

Христианство с самого начала осознавало себя как религия всемирная, не знающая национальных границ. Как сказано в одном из церковных песнопений, "когда Август единоначальствовал на земле, прекратилось многоначалие в людях; и когда Христос пришёл на землю, упразднилось многобожие идолов. Под единым царством были города, в единого Бога уверовали народы". И праздники, в том числе главный из них - Пасху - христиане первоначально стремились праздновать вместе, в один день. В XVI веке Римская Церковь, а с нею и Западная Европа перешли на новый стиль. Потому и получилось, что один и тот же важнейший праздник совпадает по времени на Западе и на Востоке лишь в отдельные, редкие годы.

С начала разделения многие верующие мечтали о воссоединении Церквей. Беда в том, что традиции христианских народов разошлись слишком далеко не только в религиозном, но и в культурном, и в политическом плане.

Значение Пасхи

Слово "Пасха" значит с еврейского "прехождение, избавление". Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. В христианстве древний праздник обрёл новый смысл - в этот день Церковь празднует Светлое Христово Воскресение. Как главное событие в духовной жизни православного христианина Пасха получила название Праздник праздников, или Велик день.

"Пасха избавления скорби; ибо из гроба днесь яко от чертога воссияв Христос" "смертию смерть и ад умертвил", и "мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой вечной жизни". Как "Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти", так и мы, "крестившеся в смерть Его", "соединенные с Ним подобием смерти, должны быть соединены и подобием воскресения во Христе". Смерть и ад теряют власть над нами: мы побеждаем их во Христе, в нем смертию попирая смерть и воскресая в жизнь вечную. Правда, это лишь начало, и "не уявися, что будем", но это не образ, не отражение в чем-то ином, а самое реальное, самое действительное начало, сама начинающаяся "вечная жизнь". Потому и в состоянии мы до некоторой степени ее себе представлять, думать и говорить о ней.

“Праздников праздник и торжество из торжеств”. “Такой праздник, что в этот день и грешников в аду не мучат”, - утверждают народные пословицы.

Православные христиане подготавливаются к этому празднику Великим Постом, который длится 48 дней. Существует целая серия праздников связанных с Воскресением Христовым и отсчитываемых от него. Например:

  • Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим (суббота и воскресенье до Пасхи);
  • Вознесение (в четверг, 40 дней после Пасхи);
  • Святая Троица (Сошествие Святаго Духа на Апостолов, в воскресенье, 50 дней по Пасхи);
  • Всех Святых (в воскресенье, неделя после Св.Троицы);
  • Всех Святых в Земле Российской просиявших (в воскресенье, неделя после Всех Святых).

НАЧАЛО ПОЛЕМИКИ

 

Споры о дате празднования Пасхи начались задолго до того, как появилось два календаря. Не было ещё никакого деления на православных и католиков, не было 13-ти дневной разницы, а конфликт уже был. Была уже и загадочная убеждённость, что праздновать следует в один день.

Время каждая религия отсчитывает по-своему. Иудеи используют древний лунно-солнечный календарь, буддисты хранят верность тибетским традициям, мусульмане живут по Лунному календарю. Ни у кого это не вызывает возражений, мы с воодушевлением встречаем Новый год по-восточному, знаем, какому животному посвящен тот или иной год. Но от этого добродушия не остаётся и следа, когда в дело вступают сторонники и противники христианских календарей. Тут всё очень серьёзно и даже яростно. Большинство россиян в эту борьбу не вникает. Мы лишь удивляемся: почему это православная Пасха то совпадает с католической день в день, то отстаёт от нее более чем на месяц? Ожесточённость же прений показывает, что речь идет о чём-то большем, чем календарь. О чём же?

Впервые спор о времени празднования Пасхи произошёл в 120-м году. О нём мы знаем очень мало. Спустя полвека, в 170-м году от Рождества Христова епископ Мелитон поспорил с епископом Клавдием Аполлинарием. В так называемых синоптических евангелиях, к которым взывал Мелитон, говорится, что Иисус успел отпраздновать Пасху накануне своей гибели. Так в евангелиях Матфея, Марка и Луки. А епископ Клавдий напоминал, что есть четвёртое евангелие от Иоанна. Там сказано, что Иисус погиб и был похоронен в день приготовления к Пасхе.

Богослов четвёртого столетия Евсевий Кесарийский, один из активных полемистов о дате Пасхи, писал:

"Для согласного исповедования Веры, спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Посему сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви. Константин созвал празднество в честь установления общей даты празднования Пасхи и пригласил к себе епископов. Служители Божьи безбоязненно достигали внутренних покоев василевса. Потом одни из них возлегли вместе с василевсом, а другие разместились на скамьях по обеим сторонам палаты. Казалось, что это был образ Царства Христова, ибо, что может быть прекраснее и благолепнее, когда праздник, дарующий нам надежду бессмертия, неизменно совершается всеми по одному чину и известным образом?".

Что ещё важнее, вслед за Евсевием той же позиции придерживался всесильный император Великой Римской империи Константин Великий, сделавший христианство дозволенной, легальной религией после многих веков гонения.

"Сверх сего, надобно заметить, что в таком деле и касательно такого праздника Веры поддерживать разногласия беззаконно, ибо Спаситель наш дал нам один день для празднования нашего освобождения, то есть день страстей. И благоволил, чтобы одной и той же была вселенская его Церковь, члены которой, сколь ни рассеяны по многим и различным местам, согревались, однако же, единым духом, то есть единой Божьей волей. Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся".

Как праздновали Пасху первые христиане-апостолы, их ученики? По Лунному календарю, то есть через три дня после еврейской Пасхи. А библейская Пасха по Лунному календарю может приходиться на любой день недели. На саму Пасху первые христиане праздновали Исход, одновременно вспоминая распятие. Через три дня они праздновали воскресение Иисуса.

Когда появились христиане-греки, а потом римляне, привычные к Солнечному календарю, они легко приняли, что Иисус воскрес в день, следующий за субботой. А вот что было трудно понять, это то, что всё-таки ежегодная Пасха никак не связана ни с субботой, ни с днём после субботы, ни с днём перед субботой, вообще не связана с Солнечным календарем, она связана только с полнолунием.

Христиане из иудеев не возмущались, а поступали по-прежнему, их Пасха могла приходиться на любой день недели. И всё бы хорошо, да только к концу второго столетия христиане из греков уже составляли большинство в Церкви. Они были склонны забывать об иудейской основе Евангелия и даже старались агрессивно вытеснить её из своего сознания. Для этого надо было вытеснить следы библейской ветхозаветной Пасхи, следы Лунного календаря из церковного обряда и сделать общеобязательным правило - Пасху нужно праздновать только в день после субботы, на какой бы день ни пришлось по Лунному календарю воспоминание об Исходе, о Пасхе первоначальной.

Римский папа Виктор требовал от иудео-христиан перейти с Лунного календаря на Солнечный в праздновании Пасхи. Заодно разгорелся и спор о посте, тогда не было 40-дневного Великого поста, спор шёл из-за трёх-четырёх дней.

Надо отметить, к чести западных христиан, что у папы Виктора, который грозил иудео-христианам отлучением от церкви, нашлись противники, призывавшие к церковному миру. Таким был епископ Ириней Лионский. Вот как об этом повествует церковная история Евсевия Кесарийского:

"Тогда Виктор, предстоятель римлян, собрался разом отлучить за инакомыслие асийские и сопредельные с ними церкви. Он клеймил всех тамошних братьев письменно, огульно объявляя их отлученными. Не всем, однако, епископам пришлось это по душе. Виктора уговаривали подумать о мире, единении с ближними, о любви.

Среди противников Виктора был Ириней, писавший от лица всех галльских братьев, главой которых был. Он стал подобающим образом уговаривать Виктора не отлучать целые церкви Божии за то, что они соблюдают издревле переданный им обычай: "Спор идет не только о дне, но и о том, какой пост соблюдать. Одни думают, что следует поститься один день, другие - два, а некоторые ещё больше. Вся эта пестрота в соблюдении поста возникла не при нас, а гораздо раньше - у прадедов наших, а они не беспокоясь, конечно, о точности, передали потомкам свой обычай, укрепившийся в их простой, непритязательной жизни. Тем не менее все жили в мире, и мы живем в мире друг с другом и разногласия в посте не разрушают согласия в вере".

"Пресвитеры, жившие до Сотера, предстоятели Церкви, которой ты ныне управляешь, Анекст, Пий, Телесфор и Ксист - сами не соблюдали поста и не заповедали его своим. Тем не менее они, не соблюдавшие, были в мире с братьями, которые приходили к ним из Церквей, где он соблюдался, хотя соблюдение его казалось не соблюдавшим чрезвычайно нелепым. Никогда за этот обычай никого не отвергали. Епископы, твои предшественники, его не соблюдавшие, посылали Евхаристию членам церквей его соблюдавшим. Блаженный Поликарп был при Аниксте в Риме, кое в чём они слегка не ладили, но тут же заключали мир, об этом же главном вопросе и спорить не хотели. И они расстались в мире друг с другом и в мире со всей церковью соблюдавших и несоблюдавших".

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

В 3-м столетии в Римской Церкви составили "Правила апостольские", приписав эти каноны самим апостолам. В частности, там говорилось, что нельзя праздновать Пасху в один день с иудеями, вообще нельзя ориентироваться на иудейскую традицию. Это было прямо вопреки тому, как праздновали апостолы, т.е. антиапостольское правило, защищавшее римскую практику. Сегодня католические историки не отрицают, что римский папа был неправ в том древнем конфликте.

В 324 году Константин провозгласил христианство государственной религией, а через год, в 325 году, он созывает Первый Вселенский церковный собор в городе Никее (ныне г. Извик в Турции), на повестку дня которого, в числе прочих вопросов, был вынесен и вопрос о дате празднования Пасхи.

Никейский собор предыдущий порядок отменил и перевёл христианскую Церковь на Солнечный, Юлианский календарь. Император Константин с гневом писал, что у евреев в году две Пасхи, потому что в 321-м году у евреев Пасха пришлась по Лунному календарю на 30-е марта, а в следующем году на 20-е марта. По Солнечному календарю выходило две Пасхи за 365 дней. И простая мысль, что у евреев Лунный календарь, Лунный год, и вот в этом Лунном году Пасха всего одна, дойти до Константина всё-таки не могла.

Подлинный текст постановления Первого Вселенского собора о праздновании Пасхи не сохранился. Его не было в архиве Константинопольской церкви уже в начале V века. В качестве официального документа имеется лишь послание императора Константина из Никеи епископам, которые не присутствовали на соборе.

В этом послании утверждалось, что собору "показалось неприличным совершать этот святейший праздник по обыкновению иудеев, которые, осквернив свои руки беззаконным поступком, как нечистые, справедливо наказаны душевной слепотой. Отвергнув их обыкновение, гораздо лучше будет тем же истинным порядком, который мы соблюдали с самого первого дня страстей до настоящего времени, образ этого празднования продолжить и на будущие века. Пусть не будет у нас ничего общего с враждебной толпой иудейской, потому что нам указан Спасителем другой путь. Перед нами лежит поприще, сообразное и соответствующее священной нашей Вере. Вступая на него единомысленно, возлюбленные братья, отделимся от того постыдного общества, ибо по истине странно бахвальство иудеев, будто независимо от их постановления мы не можем соблюдать этого. Да и о чём правильно могут мыслить те, которые, совершив Богоубийство и Отцеубийство, сошли с ума и влекутся уже не здравым смыслом, а необузданным стремлением, куда бы ни направляло их враждебное бешенство. Вот почему и в этом не видят они истины, находясь в заблуждении, и стоя весьма далеко от надлежащего исправления, в одном и том же году празднуют Пасху в другой раз".

Что особенно раздражало Константина, кроме того, что раздражает любого антисемита? Еврейский календарь - это лунно-солнечный календарь, который, как все древние календари больше всего привязан к погоде. Смотрели не столько на небо, сколько на землю. И Пасха была приурочена к началу жатвы ячменя, первый сноп надо было посвятить Творцу. А если ячмень не созрел? Тогда глава иерусалимского синедриона спокойно вставлял ещё целый лунный месяц. Это означает, что еврейская Пасха может быть до солнечного равноденствия, может быть позже, лишь бы созрел ячмень.

Конечно, дело не только в антисемитизме императора - едва ли не в каждой провинции огромной Римской империи бытовали свои представления о том, когда следует отмечать этот праздник и как определять его дату. Далее в послании говорится: "Общим мнением признано за благо - всем христианам, в какой бы стране они ни жили, совершать спасительный праздник в один и тот же день".

И в церковных учебниках истории можно прочесть совершенно разные суждения о том, что было после Собора. Православные восточные христиане убеждены, что Собор предписал александрийскому папе, главе церкви Египта, издавать указы о дате празднования Пасхи. Католики, христиане Запада убеждены, что это поручили Римскому Папе.

На самом деле, справедливо и то, и другое. На Западе дату определяли в Риме, на Востоке дату определяли в Александрии. И часто эти даты расходились.

ЕВАНГЕЛИЯ И ЕВАНГЕЛИСТЫ

Римские епископы вплоть до V в. н. э. не допускали празднования Пасхи позднее 21 апреля, чтобы парилии - праздник "основания Рима" (XI день до майских календ - 21 апреля) не приходился на Страстную неделю. Как можно совмещать праздничные гулянья со страстной неделей или с празднованием воскресения? Но главное - они для пасхальных расчетов использовали не 19-летний цикл, как александрийцы, а 84-летний. Это неминуемо приводило к расхождениям в вычислениях даты весеннего полнолуния (первого полнолуния после весеннего равноденствия).

Кроме того, многие видные представители Западной церкви II-V вв. (епископ римский Ипполит, Тертуллиан, Августин и др.) полагали, что "Акты Пилата" - это не подделка, а вполне авторитетный документ, в котором содержатся исторические сведения о распятии Иисуса Христа. Так, в "Актах" сказано, что "Христос пострадал за восемь дней до апрельских календ", то есть 25 марта. В римском мартирологе (поминальном списке мучеников) 25 марта даже отмечалась "память благоразумного разбойника" (одного из разбойников, распятых вместе с Христом). А Ипполит подсчитал, что первая христианская Пасха приходилась на 29 г. н. э.

Богословы Восточной церкви утверждали, что Иисус Христос умер на кресте 23 марта в пятницу и воскрес 25 марта в воскресенье. Стремление восточных богословов отнести первую Пасху - Воскресение Христово - на 25 марта вполне понятно, поскольку в то время бытовало убеждение, будто "дата" сотворения мира приходится на 25 марта, на 25 марта приходится и Благовещение. Одна из христианских общин в течение III-IV вв. постоянно отмечала Пасху 25 марта независимо от того, на какой день недели она приходится.

Основания для споров о дате Пасхи давали и Евангелия. Так, первые три евангелиста (Матфей, Марк и Лука) почти одними и теми же словами утверждают, что Христос вместе со Своими учениками вкушал законную пасху (ягнёнка), которую евреи готовили вечером 14 Нисана. Отсюда следовало, что Он был распят 15, а воскрес 17 Нисана. Но четвертый евангелист, Иоанн, совершенно определённо говорит о Тайной Вечери 13 (то есть в ночь с 13 на 14) Нисана и о смерти Христа в канун еврейской пасхи - 14 Нисана - и Его воскресении 16 Нисана.

В течение 20 веков было предпринято немало попыток согласовать это расхождение в Евангелиях, но ни одна из них не была подкреплена неоспоримыми доказательствами. Тем не менее, приемлемым объяснением "несогласованности" между Евангелиями можно считать гипотезу академика Петербургской духовной академии Д. Хвольсона. Хвольсон обратил внимание, что в тот год еврейская пасха приходилась на субботу, а закон Моисеев запрещал евреям готовить пищу в субботу (суббота у евреев фактически начиналась в пятницу вечером после захода солнца). В таком случае пасхальные жертвы приносились в четверг вечером, самое же пасху можно было вкушать как в ночь с четверга на пятницу, так и с пятницы на субботу. Однако во II-IV вв. упомянутое расхождение между евангелистами привело к тому, что на христианском Западе не допускали празднования Пасхи ранее 16 Нисана, тогда как на Востоке считали, что её можно назначать и на 15 Нисана. Из-за этого Пасху в Риме довольно часто праздновали неделей позже, чем на Востоке.

"СТРАШНАЯ СИЛА" РИМСКОЙ ЦЕРКВИ

 

Священники ложные, которые не достойны своего призвания, которые "приняв священство, ничего не привносят собой. Которые оказываются одновременно учениками и учителями благочестия, и которые прежде, чем очистились сами, очищают других. Вчера святотатцы, а сегодня иереи, вчера отлученные от таинств, а сегодня совершители таинств, закореневшие в пороках и новички в благочестиях. Продукт человеческой милости, а не благодати духа. Эти люди, повсюду пришедшие к власти при помощи насилия, в конце концов, гнетут и само благочестие".

Святой Василий Богослов, 4 век

Но в 7-м столетии и Папа Римский всё-таки принял александрийский способ исчисления Пасхи, чрезвычайно сложный. Тем не менее, католики остались при мнении, что Первый Вселенский Собор утвердил правоту именно Католической Церкви. Вот как об этом пишет православный церковный историк Михаил Поснов:

"Замечательная историческая случайность, то мнение, которое римские епископы отстаивали, в конце концов, одерживало победу. Так было с вопросом о праздновании Пасхи. В этом свойстве коренится сила римской общины, вне Римской Церкви нет христианства. Только в общении с Римом возможно существование отдельной истинной христианской общины. Это не есть личное воззрение святого Иринея, напротив, это есть убеждение всей древней Церкви. Господством этого воззрения объясняется, как упомянутый выше факт путешествия в Рим различных еретиков с целью добиться признания своего учения, так и то значение, какое имело на практике римское отлучение. Одна уже возможность последнего доказывает ту страшную силу, которую имела римская община в древнее время для всей Церкви. Когда Восточные Церкви не хотели отказаться от своего обычая празднования "Крестной Пасхи" (с иудеями), папа Виктор угрожал им отлучением или даже прервал сношения с ними, которые снова были восстановлены лишь на Никейском соборе".

"Страшная сила" Римской Церкви здесь лишь фигура речи, но, действительно, всякая власть может стать страшной, когда объединяет людей вопреки их желанию, за счёт их свободы, да ещё без особой необходимости.

Конечно, можно предположить, что календарная унификация была необходимым этапом объединения людей в истине. До христианства в том же иудаизме, в языческих религиях люди были едины, благодаря этническому единству. Религия была следствием национальности, а христианство - это одна из первых межнациональных религий. Для христианства нация - это не средство сплочения. И именно поэтому христиане особенно испытывают нужду в каких-то новых средствах демонстрации и поддержания своего единства. Таким средством и стал календарь.

Но крайне растянуты и слабы коммуникации были в то время, не было уверенности, что в следующем году какой-нибудь сельский священник сможет узнать, когда Пасха. И делали так называемые "вечные календари". Но вечный календарь означает, что всё приходится считать на много лет вперёд, а тогда возникает и риск ошибки. Впрочем, в первые века после Никейского собора об этом не задумывались, в астрономии ошибки нарастают очень медленно, с течением тысячелетий.

И в 382-м году император Феодосий Великий учреждает смертную казнь за празднование Пасхи не в должный день. Этот закон не применялся, но он был.

Но зачем это понадобилось? Почему с такой яростью сражались католики, сражались православные за то, чтобы Пасха происходила в один и тот же день? Почему, наконец, позднее наоборот стали стараться, чтобы праздновались в разные даты? И можно ли примирить все эти точки зрения и добиться единовременности Пасхи?

КАЛЕНДАРЬ

 

Пасха может быть и 25-го апреля, а может и 22-го марта. В 2002-м году Пасху по старому стилю встретили 21-го апреля, а католики, протестанты, большинство христиан мира отпраздновали Пасху на полтора месяца раньше. Как сказала одна прихожанка московского храма: "Католики уже Пасху встретили, а мы ещё Христа не распяли". В чём же здесь причина?

Таким образом, по решению церковных иерархов, Христианская Церковь связала свой годичный цикл праздников с юлианским календарём (общепринятый в то время), а Пасху - с лунно-солнечным календарём.

Методика расчёта дат Пасхи была разработана уже в 4 веке. Оставалось на основе 19-летнего цикла составить таблицу весенних полнолуний и после этого в каждом конкретном году устанавливалось число месяца, на которое приходится первое после этого полнолуния воскресенье. Для этого использовался 28-летний солнечный цикл.

В 4 веке н. э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. По-видимому, отцы Церкви, участвовавшие в работе Никейского собора, полагали, что раз так было в 325 году, значит так будет и впредь.

А кто сказал, что 21-е марта - это весеннее равноденствие? Одним из древнейших солнечных календарей является календарь древних египтян, до сих пор, сохраняемый в Армянской Церкви. В нём не существовало зависимости определённого дня недели, месяца, с каким-либо временем года. Дни, недели, месяцы спокойно сползали и сползали - столетие за столетием. Как если бы у нас 1-е января приходилось то на зиму, то на осень, то на лето, а потом возвращалось в прежнюю точку. В календаре такого типа нет високосных годов, а просто раз в 1460 лет происходит так называемый "апокатастасис", то есть год возвращается к изначальной точке.

И вот мы видим, что у людей античности уже другая психология, другое отношение даже не к светилам, а к имени. У дня есть имя, и это имя принадлежит дню определённого времени года. Если это первое мая - должно светить солнце, начинаться весна, быть тепло. Именно поэтому епископы в 4-м веке привязали Пасху к весеннему равноденствию, а весеннее равноденствие, заявили они, должно быть 21-го марта. Но как вычислить точную длину солнечного года так, чтобы равноденствие не отставало?

Дело в том, что средняя продолжительность года в юлианском календаре на 11 минут 14 секунд больше тропического (астрономического) года. В результате за каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки: момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия передвигался на одни сутки назад - от марта к февралю, а праздники, связанные с юлианским календарем, наоборот, передвигались на сутки вперед. К концу XVI в. весеннее равноденствие сдвинулось назад на 10 суток и приходилось на 11 марта.

Кроме того, из-за неточности 19-летнего цикла фазы Луны по отношению к датам юлианского календаря отстают за 19 лет от реальных на один час 26 минут, или на одни сутки за каждые 310 лет, и к XVI в. фазы Луны по отношению к расчётным (расчёты были сделаны в IV-VI вв. для пасхальных таблиц) сдвинулись на четверо суток.

ЕДИНЕНИЕ

К 14-му веку сложилась традиция, согласно которой Пасха стала отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после равноденствия. То есть солнечное равноденствие, затем полнолуние, затем воскресение - вот главные условия определения даты Пасхи. Кроме того, многие православные уверены, что Никейский собор постановил, что нельзя праздновать Пасху в один день с иудеями или раньше их. Знаменитый византийский канонист, монах Матфей Властарь писал об этом так:

"Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из неписаного предания. Первое - мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия. Второе - не праздновать ее вместе с иудеями в один день. Третье - не просто быть после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия. И четвёртое - после полнолуния не иначе как в первый день седмицы (воскресенье)".

***

Сегодня все знают, как навёрстывается отставание от Солнца - вставляют високосные годы. Но мало кто знает, что ещё есть и навёрстывание отставания по Луне. И именно эти два отставания в сумме делают так, что Пасху празднуют по старому стилю часто не в первое, а даже во второе воскресенье после того, что считают полнолунием после равноденствия.

Последний оплот иудо-христианской традиции

Последние следы иудео-христианской традиции празднования Пасхи сохранились, как ни странно, в Ирландии. Здесь в 664-м году столкнулась древне-кельтская традиция, принесённая проповедником Евангелия из Малой Азии в глубокой древности, и сравнительно новая римская традиция, когда король Осве собрал в английском городке Уитби собор для унификации даты празднования Пасхи. Ирландский епископ - святой Кольман ссылается на то, что он отмечает Пасху, как это делал Иоанн Богослов. То есть он ссылался на традицию Малой Азии. Епископ Уилфрид, представитель Рима, был категоричен:

"Мы празднуем Пасху, которую празднуют все в Риме, где жили, учили, пострадали и были погребены блаженные апостолы Пётр и Павел. Мы видели тот же обычай в Италии и Франции, через которые я проехал ради паломничества и молитвы. Пасху празднуют в одно и тоже время в Азии, Африке, Египте, Греции и во всем мире. По её лику Церковь Христова распространена широко среди различных народов и племен. Исключение составляют лишь пикты и бретонцы, которые в безумии своем, населяя эти два отдаленнейших острова мира, да и не все, а лишь часть их, сопротивляются всей остальной вселенной. Вы, конечно, совершаете грех, если, услышав декрет апостольского престола и вселенской Католической Церкви, подтверждённый Святым Писанием, отказываетесь им следовать. Пусть отцы ваши и были святы, неужели вы думаете, что горстка людей, живущая в уголке отдаленнейшего острова, предпочтительнее вселенской Церкви Христа, объемлющей весь мир? Пусть даже этот ваш Колумба был святым человеком и совершил много чудес, всё же не следует его ставить выше святейшего князя апостолов, которому Господь наш сказал: "Ты Пётр и на этом камне я осную свою церковь".

Главным аргументом, таким образом, оказывается то место Евангелия, где Иисус называет апостола Петра камнем, на котором будет стоять церковь. Странно здесь то, что уж сам-то апостол Пётр до конца своих дней, несомненно, отмечал Пасху по иудейской традиции. А с этой традицией, конечно, Рим седьмого века уже не имел и не хотел иметь ничего общего.

РАСКОЛ

 

...древнееврейская традиция побеждена, казалось бы, Церковь едина в дате празднования Пасхи. Но в 11-м столетии происходит церковный раскол. Разошлись православные и католики.

Григорианский календарь

Как было вышеизложено, дата весеннего равноденствия, как и даты пасхальных полнолуний, принятые в качестве основы для расчёта даты Пасхи, уже не соответствовали реальным астрономическим явлениям. Назрела необходимость в реформе календаря.

Реформу календаря осуществил Папа Григорий XIII на основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио.

24-го февраля 1582-го года он издаёт буллу "Inter gravissimas", что явилось новым поводом для раскола. Папа постановил: "...А посему с целью вернуть весеннее равноденствие на его прежнее место, каковое отцы Никейского собора установили на 12-й день перед апрельскими календами (21 марта), мы предписываем и повелеваем касательно месяца октября текущего 1582 года, чтобы десять дней, от третьего дня перед нонами (5 октября) до кануна ид (14 октября) включительно, были изъяты". Так весеннее равноденствие было возвращено на 21 марта - "на своё место" (тогда оно пришлось на 1-е апреля, т.е. было выброшено из календаря десять дней, сегодня уже тринадцать). Был приведён в соответствие с фазами Луны и 19-летний цикл.

В ответ на папскую буллу появился целый поток памфлетов, анонимок. Особенно неистовствали лютеране, хотя сам Лютер выступал за реформу календаря. Но его менее рассудительные последователи говорили: "Лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Папой". Так же рассуждали и православные. Вот как писал в начале 20-го столетия митрополит Русской Церкви Антоний Вадковский:

"Юлианский календарь в применении его к церковной практике во всех случаях является надёжным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром инославным, является как бы знаменем, под которым чада православные собираются воедино. Позволение одним из православных чад отделиться от нас в церковной практике и идти в согласии с инославными, при всей кажущейся пользе и без различия догмата, может иметь в будущем нежелательные и даже пагубные последствия для благосостояния Вселенской Церкви. И может послужить оружием в руках её врагов, которые под предлогом якобы интересов православных народов издавна ополчаются на вселенское единство".

Итак, Православная церковь отказалась принять григорианскую календарную систему, хотя ещё в 1583 году на Константинопольском соборе признала неточность юлианского календаря. Дело в том, что в григорианском календаре христианская Пасха иногда совпадает с еврейской или случается раньше её, что будто бы запрещено "Апостольскими правилами". Якобы из-за соблюдения апостольских правил Православная церковь в каждом 5-м, 8-м, 11-м, 16-м и 19-м годах 19-летнего цикла отмечает Пасху не после первого весеннего полнолуния, а после второго - что, собственно, и имело место в 2002 году. А из-за несоответствия 19-летнего лунного цикла юлианскому календарю отмечает её в первое после весеннего полнолуния воскресенье (как это предписано апостольскими правилами) только пять раз за 19-летний цикл! Тем самым она явно нарушает те постановления, за выполнение которых все ещё продолжает бороться.

 

"Отче! прости им, ибо не ведают, что творят"

Собором 1917-1918 годов Православной Церкви был поставлен вопрос об изменении календаря. И в целом вопрос мог решиться в сторону такого изменения, но был решительно снят Патриархом Тихоном, который мотивировал это тем, что тогдашние внутренние враги - обновленцы, ввели у себя гражданский календарь.

И вот в 1923-м году абсолютное большинство православных церквей переходят на Новый стиль. Но не на Григорианский календарь, а на "неоюлианский". В чём разница? Неоюлианский чуть-чуть точнее, там меньше високосных лет, поэтому расхождение с реальным солнечным временем набегает значительно медленнее. "Заморочка" заключается в том, что по этому Неоюлианскому календарю ближайшие пять веков всё идет точно так же как по Григорианскому и фактического расхождения нет. Зато "у нас не католический, у нас свой, изобретённый сербским математиком специально ради такого дела в начале 20-го столетия!".

Ещё одним аргументом в пользу Юлианского календаря всегда приводится явление ежегодного схождения благодатного огня на Гроб Господень в Иерусалиме - чуда, которое происходит при многотысячном стечении паломников в Великую Субботу именно по Юлианскому календарю. Дается этот огонь только в руки православного иерусалимского патриарха.

КЛЕРИКАЛИЗМ

 

Сущность религии - это мистика, то есть общение человека с Богом. В такой схеме, по идее, никакого места нет ни для аппарата церковного, ни для её иерархии. Всё остальное - это сопутствующие и обслуживающие явления. Потому что когда человек лежит на смертном одре, он думает о Христе, о Боге и о себе, о своей душе - вот существо религии. Все остальное - это гарнир вокруг основного блюда. Когда под религией начинают понимать выступления человека в чёрном халате и с позолоченными побрякушками на тему, типа: "Москва - десятый Рим". Вот это клерикализм.

Почему 30, а не13?

Почему в 2002 году Пасха у православных была 5-го мая, а у католиков 31-го? Казалось бы, если 31-го марта у католиков Пасха, прибавляем 13 дней, значит, православная Пасха 14-го апреля? Но здесь важно помнить все критерии современной христианской Пасхи: сперва равноденствие, затем полнолуние, затем Воскресение.

Равноденствие у православных не 21-го марта, а прибавляем 13 дней - 3-го апреля. Но после 3-го апреля приходится искать другое полнолуние, а оно уже в конце месяца. И поэтому мы прибавляем не 13 дней, а 30 "с хвостом". К тому же по Старому стилю отстаёт и лунная фаза, поэтому иногда, даже после реального полнолуния, пропускается не одна неделя, а две. И в результате, уже почти лето на дворе, а по Старому стилю только-только встречают Пасху.

Пудинг "на крови"

 

Увы, в современной России чаще всего думают не о том, как бы примириться с иудеями, а о том, как бы размежеваться с католиками, с протестантами или с армянами, даже с ними вместе не хотят отмечать Пасху.

Когда человек сталкивается с чем-то неразумным, но не решается это признать, он начинает подыскивать объяснение. Например, дефектность Старого стиля возводят в принцип. Да, весеннее равноденствие с Пасхой вместе постепенно сползает на осень и зиму, ну и что? Вот как пишет современный православный публицист из Зарубежной Православной Церкви, не признаваемой Московской патриархией, Людмила Перепёлкина:

"Попытка же Рима сделать Пасху исключительно весенним праздником лишена основания. Так как христианство, будучи религией вселенской, празднует воскресение Христово в обоих полушариях в разное время года. Ведь если день Святой Пасхи в Северном полушарии приходится на весну, то в Южном он празднуется осенью. Ни астрономически, ни метеорологически Святая Пасха не может приходиться на весну в обоих полушариях Земли одновременно. Этот праздник весенний по духу, а не по букве". Возможно это и верно, но...

У реформы Папы Григория, у Нового стиля, был один очень положительный результат - у западной церковной традиции убавилось антииудаистского привкуса. Идея, что Пасха обязательно должна приходиться на день после субботы осталась, но, по крайней мере, перестали утверждать, что Пасху нельзя праздновать одновременно с иудеями или раньше их.

Ориентируются католики и протестанты на равноденствие, полнолуние после равноденствия, и субботу после полнолуния. Православные ориентируются на: равноденствие, второе - полнолуние после равноденствия, третье - первая суббота после полнолуния, четвёртое - лишь бы не как у евреев (более того, чтобы люди не путали светлую христианскую Пасху с непонятной еврейской Пасхой, в верующей среде распускались всякие, отнюдь не канонические истории. Подобную байку столетней давности можно и поныне услышать в православно-христианской среде. Согласно ей, евреи на Пасху изготавливают пудинг, пропитанный кровью крещёного младенца, которого для этих целей воруют. Надо признать, что трудно придумать более мерзкий оговор в благодарность за заимствованный праздник!).

Впрочем, из-за набежавшей с веками ошибки Старого стиля в вычислении фаз Солнца и Луны, перехлестнуться с еврейской Пасхой по Старому стилю всё равно не удастся, а по Новому стилю - вполне. Поэтому католики, протестанты иногда встречают Пасху одновременно с евреями, иногда раньше их. И всё-таки идея заменить Лунный календарь Солнечным в общеобязательном порядке не слишком удачная. Иисус был распят и воскрес после равноденствия, после субботы, но было ещё много и других второстепенных обстоятельств, их не воспроизводят. Да, людям трудно свыкнуться с мыслью, что можно праздновать Пасху в будний день. Но для мира, для восстановления исторической правды можно ведь немножко напрячься.

В довершение путаницы среди православных, Финская Православная Церковь встречает Пасху по Новому стилю, а, например, Греческая Православная Церковь, Сербская, Болгарская, праздники так называемые "неподвижные", то есть памяти святых, встречают по Новому стилю, а праздник Пасхи встречают по Старому, то есть вместе с российской Православной Церковью. Одна и та же церковь живёт по двум календарям, и никак не решится сделать последнего шага.

Конечно, главное разъединение в происходит не по календарной линии, да и странно было бы ставить задачу, чтобы во всём мире христиане становились на молитву одновременно, по звонку. И в этом смысле предложения сделать Пасху неподвижным праздником, например, в первое воскресенье апреля обладают огромным недостатком - они только закрепляют традицию отмежевания от иудеев, отмежевания от апостолов и от первых поколений христиан.

Такие предложения были в 1997-м году на конференции в городе Алеппо. Но заявили тогда православные, что эта идея не соответствует евангельскому повествованию. Как будто нынешний принцип соответствует Евангелию? Ничуть! Это означает, что смысл не в переводе празднования Пасхи на Новый стиль, нужно восстанавливать единство православных друг с другом, единство с католиками, с протестантами (к тому же, не так уж плохо, если не христианский мир будет лишён одного из своих мощнейших аргументов против христианского отношения к действительности, ведь они часто говорят: "Даже Пасха у вас празднуется в разное время").

Но не так важно, празднуем ли мы в соответствии с Луной, с догматами, с самим Солнцем... Важно другое - мы празднуем Пасху в духе отмежевывания, в духе обособления или в духе примирения, то есть в духе Христа воскресшего?

Что ни говори, а за исключением нескольких догматов Католической церкви, основные догматы те же. И у них и у нас общие святые, у них и нас служится литургия, пусть по православному мнению искаженная у католиков, а по католическому мнению искажённая у православных, но смысл литургии абсолютно одинаков...

P.S. ПАСХА И ПОЛИТИКА

 

"Одни из нас спорят о священных престолах, враждуя друг с другом, другие же, разделившись на партии, возмущают Восток и Запад, начав Богом, кончают плотью".

Святой Василий Богослов, 4 век

Несмотря на то, что наше государство является светским, ни один российский политик, если он думает о своей карьере, не позволит себе равнодушия по отношению к жизни Церкви. Пасха для православных - главный церковный праздник. Показаться со свечой в руках торопятся и многие представители политического истеблишмента.

Борис Ельцин, в начале своей президентской карьеры, не только рвался "лечь на рельсы", но и считал своим долгом отстоять пасхальную ночь на патриаршем богослужении, возведя это стояние, подобно теннису, чуть ли не в моду, хотя в последние годы Борис Николаевич не слишком часто показывался в храмах. На Рождество 2000 года он побывал на Святой Земле, по прибытии с которой назвал себя не иначе как "святым президентом".

Владимира Путина, первая президентская Пасха застала в его родном Петербурге. В пасхальную ночь он присутствовал на церковной службе в Исаакиевском соборе и получил из рук митрополита подарки - ювелирное пасхальное яйцо, картину с изображением главного храма Северной Пальмиры и икону своего небесного покровителя. Последний подарок сопровождался напутствием: "Носите всегда с собой, чтобы икона охраняла вас в пути". Примечательно, что всю службу Владимир Путин провел в алтарной части храма. А Россия увидела по ТВ, как осеняет себя крестным знамением её новый президент.

Тогда же, но уже в Москве, на праздничном богослужении в Богоявленском соборе присутствовали первые лица государства, в частности Михаил Касьянов. Он подарил Патриарху расписное блюдо и получил от Святейшего в подарок красивое пасхальное яйцо, сделанное ювелирами Софринских мастерских. Такое же яйцо получил из рук Патриарха и Юрий Лужков.

Не обходят вниманием светлый праздник и лидеры левой оппозиции. К примеру, Геннадий Зюганов уже давно перестал удивлять своих единомышленников симбиозом коммунистической риторики и церковно-славянской лексики. Чего стоит его выражение: "Все основные заповеди коммунизма я нашёл в Библии. Иисус Христос - первый коммунист...

Основные источники информации

Икона - Распятие


[Home]

©2002-2003 Dmitriy Kostromin


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Используются технологии uCoz