Rambler's Top100

Miti@13

[Home]


 

ПАСХА


20.04.2003

  1. Большая советская энциклопедия
  2. Толковый словарь В. Даля
  3. Энциклопедия "Кругосвет"
  4. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой
  5. Малый энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  6. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Пасхальное яйцо

Большая советская энциклопедия

Пасха (греч. páscha, от древнееврейского песах, буквально - прохождение), иудейский и христианский праздник. В древности кочевые семитские племена праздновали П. в связи с весенним отёлом скота. При переходе этих племён к оседлости и земледелию (13-12 вв. до н. э.) П. превратилась в аграрный праздник начала жатвы, сложился обычай из первых зёрен урожая приготовлять пресные лепёшки - опресноки ("маццот"). С развитием культа Яхве П. стала праздноваться в честь "исхода" евреев из Египта. Затем П. стали связывать с ожиданием мессии.

В христианстве праздник Пасха был переосмыслен и связан с мифами об искупительной силе страданий Христа, его смерти и воскресении. Первоначально иудейская и христианская П. совпадали по времени. В 325 Вселенский собор христианской церкви принял решение о праздновании П. в первое воскресенье после истечения недели со дня иудейской П. Эта дата приходится на период от 4 апреля по 8 мая. Празднование П., как и др. религиозных праздников, одно из средств религиозного воздействия на массы, укрепления религиозной идеологии.

Толковый словарь В. Даля

Пасха - празднество иудеев, в память исхода их из Египта. Агнец, закалываемый и съедаемый иудеями в празднество это; ежегодное празднество христиан, в память востания от мёртвых Спасителя; светлое Христово воскресенье, святая неделя; освящённая стопочка сыру, творог, коим разгавливаются в сей день; малрск. (украинск.) кулича, освящённый для той же цели, коровай.

Энциклопедия "Кругосвет"

ПАСХА, христианский церковный праздник, посвящённый воскресению Иисуса Христа, самый древний и важный праздник церковного литургического года. Название праздника восходит к еврейскому "песах" ("Пасха"): еврейская Пасха, посвящённая избавлению Израиля от египетского рабства, была в глазах христиан прообразом того искупления человечества от греха через смерть и воскресение Иисуса Христа, воспоминанию о котором посвящена христианская Пасха.

Вплоть до понтификата папы Виктора I (189–199) Западные церкви праздновали Пасху в первый день недели (воскресенье), а многие Восточные церкви, следуя обычаю евреев, отмечали её 14 числа месяца нисан. Восточная практика со временем отмерла. Однако встал вопрос: в какое именно воскресенье праздновать Пасху. Никейский собор (325) постановил, что Пасха должна праздноваться всеми в одно и то же воскресенье – ближайшее воскресенье после 14 числа пасхального месяца, а пасхальным считается месяц, четырнадцатый день которого наступает после дня весеннего равноденствия. Однако из-за различий в системах отсчёта времени, которых придерживались в разных местах, постановления Никейского собора не устранили всех трудностей и не получили всеобщего признания. Кроме того, григорианская реформа календаря (1582) привела к новым расхождениям.

В западном христианском мире в настоящее время придерживаются григорианского, исправленного календаря, и Пасха здесь празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия, так что наиболее ранней датой празднования Пасхи может быть 22 марта, а наиболее поздней – 25 апреля. На Востоке же церковный календарь не был приведён в соответствие с григорианской реформой, поэтому день празднования Пасхи здесь редко совпадает с западным.

В церквах, сохранивших литургическую обрядность, Пасха является центром великого литургического круга, объемлющего приготовление (Великий пост), самый праздник и отдание праздника (в сороковой день на Востоке и в праздник св. Троицы на Западе); этот праздник является кульминацией всех ежегодных церковных постов и праздников, и христиане встречают его как день великой радости. Первоначально пасхальная литургия была тесно связана с крещением оглашенных и с принятием ими первого причастия. На Востоке всенощная по-прежнему служится ночью, а на Западе праздничное богослужение было передвинуто сначала на вечер, а позднее (в 14 в.) – на утро Страстной субботы. В Западной церкви после зажжения нового огня с помощью кресала (возможно, отголосок северных языческих обрядов) следует освящение пасхальной свечи и пение гимна Exultet (Да возрадуется), а затем – чтение 12 пророчеств и освящение крещальной воды. Литания святым служит вступлением к краткому, древнему чину мессы, завершающейся краткой вечерней. К числу народных обычаев, связанных с Пасхой, относятся т.н. пасхальный смех, когда прихожане смеются над забавными историями с назидательным смыслом, рассказываемыми священником во время проповеди; игры с крашеными яйцами, накопившимися за время предшествующего поста; мистерии на темы воскресения Христа.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой

ПАСХА, –и, ж.

  1. (П прописное). В иудаизме: весенний праздник в память исхода из Египта иудеев, освободившихся от египетского рабства. Печь мацу на Пасху. Еврейская П.

  2. (П прописное). У христиан: весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа, отмечаемый в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния. Служба в первый день Пасхи. Торжественный звон колоколов на Пасху. Песнопения праздника Пасхи.

  3. Сладкое творожное кушанье в форме четырёхгранной пирамиды, приготовляемое к христианскому празднику Пасхи.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

I. Пасха

Один из трёх великих еврейских праздников, установленный в память избавления евреев от рабства египетского; празднуется с 14 по 21 число месяца нисана.

II. Пасха

Главный христианский праздник в честь воскресения И. Христа, первоначально был посвящён воспоминанию о смерти И. Христа, и только с V века название Пасха стало усвояться исключительно празднику воскресения Христова. По постановлению Никейского собора Пасха празднуется обязательно отдельно от еврейского праздника Пасхи и непременно в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния между 22 марта и 25 апреля.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

I. Пасха

Главный христианский праздник, в честь воскресения И. Христа. Он существовал уже при апостолах и первоначально был посвящен воспоминанию смерти И. Христа, почему сначала на всём Востоке совершался 14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, по сказанию евангелиста Иоанна и по мнению древнейших отцов церкви (Иринея, Тертуллиана, Оригена), последовала крестная смерть И. Христа. По учению церкви, пасхальный агнец евреев - прообраз И. Христа, почему в Св. Писании И. Христос называется агнцем Божьим, ангцем пасхальным. Пасхой (1 Кор. V, 7, св. Иоанна ХIХ, 33, 36, Исход. XII, 46); это название сохраняют за ним и древнейшие отцы церкви, которые даже самое название П. производят не от еврейского Pesakh, Pasakh (арамейское Paskha), как это делают обыкновенно, а от греч. pascein - страдать (Иустин, Тертуллиан, Ириней).

По синоптикам, смерть И. Христа последовала не 14, а 15 нисана, хотя из их сказаний и не видно, чтобы тот или другой из этих дней был днем еврейской П.: но те из восточных христиан, кто в вопросе о П. следовал синоптикам, а не Иоанну, также справляли П. 14-го нисана, относя празднование к воспоминанию тайной вечери И. Христа. Указание на существование П., как особого праздника, еще при апостолах у христиан из язычников Епифаний Кипрский видит в словах апостола (1 Кор. V, 7): "наша П. за нас пожрен Христос... будем праздновать (estazwmen) не в квасе ветхом.. ". По мнению новейших исследователей, эти слова апостола не дают основания утверждать, что у коринфян существовал при апостолах особый праздник П., так как ближайшие к апостолам отцы церкви не упоминают о каком бы то ни было годичном празднике П., празднуемом в один нарочито избранный период или день. Ерм в "Пастыре" (кн. III, подобие V, 1) упоминает о пятнице как дне еженедельного поста и скорби в воспоминание страданий и смерти И. Христа, а Тертуллиан ("Dе corona mil. ", гл. III) - о воскресном дне недели, как дне радости и веселья, когда не было ни поста, ни коленопреклонений, в память воскресения Христова. Эти еженедельные празднования были более торжественными в начале года, когда они совпадали с днями годовщины смерти и воскресения И. Христа.

С течением времени, ещё во II в., чествование этих событий сконцентрировалось в два нарочитых праздника, которые оба называлась пасхой: Пасха в честь смерти И. Христа - pasca staurosimon, pascha crucificationis, и П. в честь воскресения Христова - pasca anastasimonV раschа resurrectionis. Первая проводилась в скорби и строгом посте, который продолжался не только в пятницу, но и в субботу, даже до утра воскресенья, и заканчивался воскресной евхаристией, которой начиналась pascha resurrectionis. По некоторым указаниям, праздник П. воскресный продолжался пятьдесят дней и был праздником не только воскресения И. Христа, но и его вознесения, а также сошествия Св. Духа, почему получал иногда название Пятидесятницы.

Чем более обособлялась церковь от иудейства, тем более восточный способ празднования П (одновременно с иудеями, 14 нисана), практиковавшийся особенно в малоазиатских церквах, казался несообразным с существом дела. Празднующих пасху в этот день называли - в церквах, образовавшихся из язычников - иудействующими, квадродециманами. На Западе никогда не связывали празднование П. с П. иудейскою и совершали её в первый после полнолуния день воскресный, а не в пятницу. Чем далее, тем более пасха в церквах из язычников становилась П. resurrectionis. Эго различие повело к спорам между Востоком и Западом - так наз. "пасхальным спором", длившимся между азийскими епископами и Римом с конца II в. в продолжение всего III в.

В 160 г. Поликарп епископ Смиренский, посетил Аникиту, епископа римского, с целью соглашения, но каждая сторона осталась при своём взгляде. В 170 г. происходили споры о том же в Азии; против квадродециманов писали Аполлинарий Иерапольский и Мелитон Сардийский, доказывавшие, что И. Христос умер 14-го нисана и потому не мог вкушать П. еврейской в год своей кончины (Евсев., "Церк. ист.", IV, 26, 3).

По настоянию римского епископа Виктора собраны были, для рассмотрения вопроса, соборы в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе. Епископы Азии твёрдо держались своего мнения; тогда Виктор решился прервать общение с Малой Азией и требовал того же от других церквей. Ириней Лионский убедил его, однако, не нарушать единства веры ради различия обряда. Спор продолжался до никейского вселенского собора, который, склонясь на сторону римского мнения, определил (прав. 7), чтобы П. праздновалась христианами непременно отдельно от Иудеев и непременно в день воскресный, следующий за полнолунием.

Для более точного определения дня П. на каждый год сделаны были надлежащие исчисления. Евсевий в "Церк. истории" говорит, что большая часть церквей малоазийских подчинилась определению собора; но были церкви, сохранявшие старинный обычай. Собор антиохийский 341 г. отлучил от церкви этих "иyдействовавших". От IV в. сохранились свидетельства, что обе П. - crucificationis и resurrectionis - соединялись, и на Востоке и на Западе, вместе и продолжались каждая по семи дней, не считая самого дня светлого воскресения, которому праздник crucificationis предшествовал.

Не ранее, как в V в., название П. стало усвояться исключительно празднику Воскресения Христова, при чем далее, тем торжественнее он стал совершаться. Светлое Воскресение получило название "царя дней", "праздников праздника". Празднование его сопровождалось внецерковными манифестациями, иллюминацией; в храме верные в известные моменты восклицали, обращаясь друг к другу: Господь воскрес! Воистину воскрес! Императоры, по случаю праздника, давали свободу заключённым в тюрьме, богатые граждане отпускали рабов; бедные получали помощь от правительства и частных лиц.

С особенной торжественностью празднуется П. и доселе, по особому чинопоследованию, печатаемому в "Типиконе", а также издаваемому отдельной книжкой. Особенности этого чина: обилие каждения и света (зажигаются все лампады и паникадила со свечами и все присутствующие на утрени имеют зажженный свечи); священнослужители облачаются в самые лучшие ризы и т. д. Cм. Augusti, "Denkwurdigkeiten aus d. christi. Archaeologie"; Weitzel, "Die christliche Passahfeier der ersten drei Jahrhunderte" (1848); Hilgerifeld, "Der Paschastreit und das Evangelium Johanns" в "Theol. Jarb." (1849); Baur, "Das Christen. thum und die christliche Kirche der ersten Jarhund."; архим. Тоанн, "Опыт курса церк. законоведения" (т. I); Горский, "Совершил ли И. Хр. еврейскую П." ("Прибавление к творсв. отцов", 1853); о том же статьи Д. А. Хвельсона и Н. Н. Глубоковского в "Христ. Чтении"; И. Покровский "П." (СПб., 1868). Н. Б-в.

Богослужение воскресению Христову начинается уже в великую субботу, но во всей торжественности оно открывается на утрени. После полунощницы бывает торжественное шествие вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно муроносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. Во время утрени, при словах: "друг друга обымем, рцем, братие", бывает целование. Часы в день П. состоят не из псалмов, а из пасхальных песнопений. На литургии, совершаемой в самые ранние часы, читается Евангелие от Иоанна (I, 1-17) о божестве И. Христа. Если литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на различных языках, в знак того, что большая часть народов на земле признают воскресшего своим Богом и Господом. На вечерне в день П. читается Евангелие о явлении Господа апостолам в вечер дня воскресения (Иоанн. XX, 19). Пасхальные песни принадлежат большей частью св. Иоанну Дамаскину; они составлены им на основании древних отцов церкви, преимущественно Григория Богослова, Григория Нисского и др.

Богослужение в продолжение всей пасхальной седмицы совершается при открытых царских вратах, в ознаменование того, что воскресением И. Христа открыт всем доступ на небо.

При пасхальном целовании и приветствии (Христос воскресе!) верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Обычай этот, по преданию, обязан своим началом св. Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему в дар, красное яйцо с приветствием Христос Воскресе! и с этих слов начала свою проповедь (см. Константин Экономид, "О начале обыкновения употреблять красные яйца во время П.", перевод с греческого, 1826). Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше кровью Иисуса Христа.

К пасхальным обрядам относится также благословение артоса и яств, особенно сыра и яиц, как пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать. Существует обычай приготовлять в домах хлеб, как бы домашний артос кулич), и носить его в день П. в притвор церкви для освящения, вместе с сыром и яйцами. Во всю светлую седмицу бывает целодневный звон, в знак торжества церкви, празднующей победу И. Христа над смертью и адом. Праздник П. продолжается 40 дней, в память сорокадневного пребывания И. Христа на земле по воскресении. В отдание П. служба совершается подобно тому, как в отдании дванадесятых праздников. Ср, П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); П. Левашев, "Обычай употребления красных яиц в праздник св. Пасхи" (СПб., 1895); прот. К. Никольский, "Пособие к изучению Устава Богослужения православной церкви" (СПб., 1888); прот. Д. Смолодович, "Литургика или наука о богослужении православной восточной католической церкви" (Киев, 1868).

II. Пасха

Пасха (греч. pasca от евр. pesakh; также chagh-hamazzoth, "праздник oпpеcнoкoв"; eorth tvn aVumwn, solemnitas azymorum) - один из трёх великих праздников иудейских, установленный в память чудесного избавления евреев от рабства египетского.

Праздник был назван П. (от евр. pesach - прохождение, пощада) для обозначения того момента, когда ангел погубляющий, видя кровь агнца на дверных косяках и перекладинах, проходил мимо и щадил первенцев еврейских (Исх. XII, 12-13).

П. продолжалась семь дней, с вечера 14 по 21 месяца авива или нисана, соответствующего последней половине нашего марта и первой половине апреля. В десятый день этого месяца глава каждого семейства должен был выбрать и отделить однолетнего агнца (из овец или коз), без порока, который должен был быть заклан вечером в 14-ый день, а кровью его помазаны оба косяка двери и верхняя перекладина. Впоследствии, вместо помазания косяков дверных, священники кропили жертвенной кровью жертвенник во дворе скинии или храма (2 Парал. XXX, 16-17; XXXV, 11).

Мясо животного, вместе с внутренностями, должно быть испечено, а не сварено, и съедено с горькими травами (в воспоминание горестной жизни и тягостного рабства в Египте); кости агнца не должны быть раздроблены; мясо должно быть всё съедено, а остатки сожжены (Исх. XII, 6-10). Есть должны были с особенной поспешностью, стоя, опоясанные, обутые и с посохами в руках, как готовые к быстрому отшествию (ib. 1l). Впоследствии, когда евреи водворялись в земле Обетованной, они ели П. неспешно и "возлежа" (см. Mф. XXVI, 20; Иоанн. XIII, 4-5; Лук. XXII, 14-15).

В первый и седьмой дни П. был праздничный покой от всяких работ и собирались священные собрания (исх. XII, 16; Лев. XXIII, 7-8). Ежедневно, в продолжение всего праздника, сжигались великолепные жертвы (Числ. XXVIII, 19, 24).

К отличительным особенностям праздника П. относилось употребление евреями только опресночных хлебов, а не кислых, под опасением истребления из среды Израиля (Исх. XII, 15, 19). Опресноки должны были напоминать еврейскому народу о его призвании быть народом чистым, святым, свободным от порчи квасом египетским, т. е. чуждым нравственного растления египетского. В таинственном смысле опресноки изображали чистоту духовной жизни во Христе, т. е. что христиане через пасху - Христа - будут очищены от ветхой закваски греха и должны праздновать новую П. "в бесквасии чистоты и истины" (1 Кор. V, 7-8).

По изъяснению Св. Писания Нового Завета, агнец пасхальный, как жертва Богу, преобразовал И. Христа, который есть "Агнец Божий, вземляй грехи мира" (Иоанн, I, 29), от сложения мира "заколенный" (Апокал. XIII, 8), принёсший себя в жертву искупления всего человечества от рабства греха и смерти (1 Кор. V, 7). Заклание агнца и вкушение его были прообразами страдания и смерти И. Христа и вкушения тела и крови Его в таинстве евхаристии. Несокрушение костей агнца преобразовало непребитие голеней И. Христа на кресте (Иоанн. XIX, 33-36).

В настоящее время евреи празднуют П. восемь дней, в течение которых они воздерживаются в пище от всего "квасного" и имеющего с ним какую-либо связь. Вечером 13-го нисана еврей производит обследование дома, с целью собрать имеющиеся на лицо остатки квасного хлеба, которые на другой день сжигаются.

Праздничными днями считаются собственно лишь два первых и два последних дня; остальные четыре дня - это "праздничные будни", в которые работа не возбраняется. В первые два вечера совершается особая торжественная трапеза, с символическими обрядами, напоминающими о рабстве евреев в Египте, об избавлении от него, о жертвоприношении.

По приходе из синагоги глава семейства совершает освящение праздника над чашей вина и садится к столу, при чем старается по древнему обычаю "возлежать"; затем вкушают горьких трав. Малолетний сын задает отцу четыре установленных вопроса о причинах торжества; в ответ на это вся семья читает "пасхальную агаду", повествующую об исходе евреев из Египта и о праздновании этого события древними евреями.

По окончании трапезы наполняют вином чашу в честь пророка Илии, ожидаемого предвестника Мессии, и произносят стихи 6 и 7 пс. LXXIX о бедствиях Израиля, причиненных ему "народами, не познавшими Бога". Трапеза заканчивается хвалебными гимнами и славословиями.

III. Пасха

У великороссов освященная в пасхальную ночь стопочка сыру (творогу, которым разговляются в первый день П.; у малороссиян - освящённые куличи, караваи, бабы. С празднованием П. связано в народе много обычаев: так, после заутрени в первый день П. ходят христосоваться с усопшими, зарывают яйца в могилу; кто проспит в первый день П. заутреню, того в понедельник окачивают водой или купают; кости от пасхального ягняти (поросёнок, птица и пр.), зарытые на ниве, спасают её от града, и т. п.

 

[Home]

©2002-2003 Dmitriy Kostromin


Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Используются технологии uCoz