Rambler's Top100

Miti@13


СОЦИОЛОГИЯ

20/11/02 Dmitriy Kostromin

Конспект лекций
по Социологии.
ВГИ СПГГИ(ТУ)
2001-2002 уч. год,
преподаватель
Вахнин Н.А.

Социология - наука

Вводная тема
Общество, как система

  • Общество, как социальный организм;
  • Структура общества;
  • Социальная структура общества

Общество - сумма связей и отношений, в которых люди находятся друг с другом.

Для возникновения общества необходимы следующие предпосылки:

  1. Пригодные условия существования;
  2. Люди;
  3. Совместная деятельность
  • А. В основе развития общества лежит материальный базис, изучаемый экономическими науками, которые анализируют способ производства, его структуры, всё что связано с производством материальных благ, обращением товара и т.п.

  • В. Социальная структура общества - вся совокупность индивидов, социальных групп, классов, общностей, которые функционируют и развиваются по соответствующим законам и тесно связаны друг с другом (государство и право, ...).

  • С. Политическая жизнь общества - возникает на более позднем этапе его развития, в результате его раскола на классы и появление государства (государство и право, политология...).
  • Д. Духовная жизнь - своеобразный "мозг" общества, основой которого является общественное сознание и его основные формы: мифологическое сознание, религиозное, философское, эстетическое (художественное), научное, правосознание, политическое, экономическое, экологическое...

    Все эти сферы тесно взаимосвязаны друг с другом и имеют свои законы и закономерности функционирования, оказывая определённое влияние друг на друга.

    Попытки понять источники и движущие силы общества предпринимались со времён античности; большинством мыслителей считалось, что оно зависит от уровня религиозности, образования, деятельности критически мыслящих личностей и т.д. Наиболее ярко этот взгляд на развитие общества сформулировал Гегель (XIX в.) - связывал развитие общества с развитием "мирового духа". Он считал, что история человечества едина, а критерием развития является степень воплощения мирового духа в дух конкретного народа, который в тот или иной момент становится всемирно историческим и оказывает воздействие на развитие других народов и культур, т.е. является центром мирового развития.
    Все эти взгляды получили название идеалистического понимания истории, согласно чему, общественное сознание определяет общественное бытие.

    С появлением Марксизма (40-е гг. XIX в.) кардинально меняются взгляды на развитие общества. Согласно Марксизма, развитие общества - это есть естественно-исторический процесс смены общественной формации. Из всех общественно-политических отношений, в качестве главных выделяются экономические, изменение которых приводит к изменению в других сферах. Согласно Марксизма, общественное бытиё определяет общественное сознание - материалистическое понимание истории.

    В науке имеют место и другие теории, объясняющие источники и движущие силы развития общества, которые в качестве критериев, выделяют иные факторы, например: уровень цивилизации, социокультурные факторы, использование энергетических источников и т.п.

    Предмет социологии. Структура и функции

    • Термин "социология" - от латинского "социатос" - общество и греческого "логис" - наука; т.е. - Наука об обществе.

    Для того, чтобы понять особенности науки, необходимо вычленить собственно область социологического исследования, определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого следует провести разграничение между объектом и предметом социологии.

    • Объект науки: то, на что направлено изучение, часть внешней реальности, выбранной для изучения (для социологии - общество). Специфика социологии в том, что она изучает общество, как целостность (вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных).

    • Предмет науки (предметная область): - это результат теоретического исследования. Носителями и выразителями каких-либо социальных качеств являются индивиды, группы, классы.

    Предмет социологии нельзя определить также однозначно, как объект исследования, т.к. менялся на протяжении истории этой науки, появлялись новые школы и направления:

    1. Автор термина "Социология" Огюст Конт (1798-1848). Социология должна быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - употребить изучение общества изучению природы. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчинённая собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества. Проект социологии явился результатом четырёх фундаментальных идей, развивавшихся в течении столетий: идея общества, идея естественного закона, идея прогресса, идея познания.

    2. Эмиль Дюркгейм (1858-1917, фр.) - называл предметом социологии социальные факты, под социальными понимал коллективные во всех проявлениях. Первым затронул тему отклонения от норм (книга "Самоубийство" 1897).

    3. Макс Вебер (1864-1920, нем) - главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей. Важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов поведения, возможна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

    4. Марксизм - предметом социологии считает научное изучение общества, как социальной системы и составляющих его структурных элементов (личностей, социальных общностей, социальных институтов). Примерно такое определение распространено в современной литературе.

    Социология связана со всеми науками об обществе, которые раскрывают отдельные грани общества.

    Специфика социологического объяснения

    Связана с определённым подходом к объяснению человеческих (социальных) действий и их результатов. Объяснение социологического типа можно свести к объяснению поведения людей, различиями в культурной принадлежности и различным положениям в социальной культуре.

    Культурная принадлежность связана с усвоенными целями, нормами поведения, языком, идентификацией.

    Идентификация - отождествление человеком себя с какой-то общностью.

    Местоположение действия в социальной структуре связано с формальными и неформальными стандартами ресурсов, доступных человеку (например директор и секретарша). Таким образом, с т.з. социологии, люди действуют так потому, что принадлежат к определённой культуре и обладают определёнными ресурсами для этого. Социологические объяснения связывают действия индивидов с развитием общества в целом.

    Решение вопроса о специфике социологии связана с ответом на вопрос, когда же она появилась, как самостоятельная наука.

    С точки зрения науковедения, самостоятельные науки определяются наличием определённых признаков - атрибутов:

    • сформировавшееся сознание учённых, специализирующихся в данной области;
    • созданием специализированных переодических изданий;
    • введением данных научных дисциплин в кчебные планы;
    • созданием специализированных учебных заведений;
    • созданием национальных и международных ассоциаций.

    Структура социологии

    Система - упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность.

    Основные признаки социальных систем:

    • качественная определённость;
    • выделеность относительно среды существования;
    • гетерогенность (неоднородность состава);
    • наличие интегральных свойств.

    В структуре социологии различают три независимых уровня:

    1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является накопление научного знания путём построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

    2. Прикладная социология. Задачей является изучение актуальных, имеющих непосредственную научную ценность проблем, на основе фундаментальных знаний;

    3. Социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний.

    Кроме того, в структуре выделяют Макро- и Микро- социологию:

    • Макро: исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы;
    • Микро: повсеместное поведение людей в их непосредственном взаимодействии.

    Эти уровни взаимодействуют между собой; своеобразной формой пересечения являются отраслевые социологии (социология труда, экономическая социология, социология организации, социология досуга, социология здравоохранения, города и деревни, образования и семьи,...).

    Термин "Функция" в социологии подразумевает:

    • назначение элемента системы по отношению к ней как к целостному;
    • зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой части, или изменения системы в целом.

    Функции социологии

    • познавательная: обеспечивает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества;

    • прикладная: результаты социологических исследований всегда ориентированы на решение практических задач;

    • функция социального контроля: исполнительная и законодательная власти, политические партии и движения используют возможности социологии для ведения целенаправленной политики;

    • прогностическая: в качестве прогноза социология способна определить диапазон возможностей, которые открываются перед участниками событий на конкретном историческом этапе (*способна представить альтернативные сценарии будущих процессов связанных с каждым из выбранных решений; **рассчитать вероятные потери по каждому из вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия);

    • идеологическая: результаты исследования всегда используются в интересах каких-либо групп;
    • гуманитарная: социология может служить улучшению взаимопонимания между людьми.

    Основные социологические парадигмы современности

    Парадигмы (направления) - совокупность основных положений и принципов лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категорийным аппаратом и признающихся группой учённых.

    Основные социологические парадигмы

    Макроуровень

    Микроуровень

    Структурные парадигмы (исследуют общество в целом и его структуры):
  • Функционализм - сотрудничество и стабильность в обществе;
  • Конфликтные парадигмы - акцент на анализ социальной дифференциации в обществе:
    Марксизм - внимание на экономические факторы социальных конфликтов,
    Не марксистские направления - изучают роль многообразных факторов в конфликтах.
  • Интерактивные парадигмы - действия отдельных людей, малых групп;
  • Парадигмы социального действия - внимание на мотивы поведения и значениям, которые люди ему придают (М. Вебер);
  • Символический интернационализм - взаимодействие людей с помощью интерпретации символов и знаков;
  • Феноменология - изучает способы, с помощью которых люди классифицируют явления и осмысливают окружающий мир;
  • Этнометодология - изучает, как люди придают смысл социологическим явлениям.
  • Интегральная социология Питирима Сорокина

    Неофункционализм

    Социальная структура общества

    Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.

    Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.

    Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

    Общности бывают:

    • статические (номинальные категории) - например, по прописке;

    • реальные - те же горожане, в реальной обстановке;

    • массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;

    • групповые - малые и большие социальные группы.

    Социальная стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения.

    Виды социальных общностей Критерии выделения социальных общностей Признаки общностей
    Классы (страты) Место в системе общественного производства Отношение к собственности, величине дохода, фактор власти
    Проф. общности Положение в системе разделения труда Характер трудовой деятельности
    Отраслевые общности Сфера приложения труда Направление производственной деятельности
    Этнонациональные Этническая и национальная принадлежность Общность происхождения языка, территории...
    Региональные Межэтнические, межнациональные, межгосударственные связи Интернациональные связи во всех областях общественной жизни
    Демографические Половозрастные характеристики индивидов Молодёжь, женщины, мужчины, и другие социальные группы
    Территориальные Место проживания Государственно-административное образование
    Расовые группы Морфофизиологические и физические особенности Цвет кожи, рост, ...
    Производственные коллективы Решение производственных проблем Организационные формы трудовой деятельности
    Семья Родственные отношения Совместное проживание, общее хозяйство, взаимная ответственность...

    Классы - основа социальной структуры общества.

    Зачем нужно знание социальных групп?

    1. Социальные группы - своеобразные "двигатели" общественного развития, без их усилий никакие изменения в обществе происходить не могут;

    2. От характера социальных групп зависит качество функционирования всех социальных институтов в тот или иной исторический момент;

    3. От того, из каких групп состоит общество, какие из них занимают лидирующие позиции, какие подчинённые, зависит тип общества, его общественно-политическое и государственное производство.

    Знание ответов на поставленные вопросы позволяет понять:

    • почему нас не устраивает, как функционируют социальные институты;
    • почему нас не устраивает, как развивается общество;
    • почему мы не вышли на тот тип общества к которому стремились.

    Начиная с 30-х гг. В Советской литературе устоялось положение о том, что в социальной структуре СССР есть три класса:

    1. Рабочий класс;
    2. Колхозное крестьянство;
    3. Интеллигенция.

    Данное положение не соответствовало социальной структуре общества, являясь ненаучной. С начала перестройки (80-е - 90-е гг.) понимание социальной структуры общества изменилось, например академиком Заславской была предложена новая структура, основанная на конкретных социологических исследованиях:

    1. Рабочий класс:
      • высокообразованные, политически активные;
      • средне-образованные (наиболее массовый тип);
      • рабочие (берут от государства больше, чем дают);
    2. Крестьянство:
      • сельские рабочие;
      • фермеры;
      • колхозники;
    3. Интеллигенция;
    4. Военнослужащие;
    5. Предприниматели;
    6. Крупные хозяйственные руководители;
    7. Государственные и партийные работники;
    8. Высшее политическое руководство;
    9. и т.д. (студенты, пенсионеры, деклассированные элементы, бомжи, священнослужители...).

    Существует несколько моделей стратификационных систем. Среди них Западная и Восточная.

    Западная (на примере США); включает семь статусных групп:

    1. "Высший высший класс" - главные управляющие общенациональных компаний, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, известные архитекторы, артисты;

    2. "Высший класс" - главные управляющие средних фирм, инженер-механик,  газетные издатели, врачи с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа...;

    3. "Высший средний класс" - банковские кассиры, преподаватели муниципальных колледжей, управляющие среднего звена, учителя средней школы;
    4. "Средний средний класс" - банковские служащие, дантисты, учителя начальных школ, начальники смен на предприятиях, служащие страховых компаний, управляющие крупных магазинов,..;

    5. "Низший средний класс" - автомеханики, парикмахеры, бармены, продавцы, служащие отелей, квалифицированные работники, работники почты, полицейские, водители грузовиков...;

    6. "Средний низший класс" - таксисты, среднеквалифицированные рабочие, бензозаправщики, официанты, швейцары...;
    7. "Низший низший класс" - домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики,...

    Восточная (на примере Индии - кастовая система). Имеет место, в основном в странах, с азиатским способом производства (способ производства определяет зависимость всех трудящихся от государства, чиновников, занимающихся распределением благ):

    1. "Высший слой" (Кшатрии) - вначале, были воины, поработившие Индию и занявшие господствующее положение;
    2. "Брахманы" или "Брамины" - священнослужители, обеспечивающие идеологическую поддержку высшего слоя;
    3. "Обслуживающий слой" (Вайшьи) - заняты обслуживанием "Высшего слоя";
    4. "Шудры" (Зависимые) - основная часть населения, имеет свою иерархию;
    5. "Отверженные" (парии).

    Существуют смешанные стратификационные системы, кроме того, по мнению учённых, люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Поэтому важным механизмом социальной стратификации является социальная мобильность, которая определяется, как изменение индивидом, семьёй, социальной группой, местом в социальной структуре общества.

    Вертикальная мобильность - перемещение индивидуумов, социальных групп из одной страты в другую, при котором существенно меняется социальное положение (восхождение, нисхождение).

    Горизонтальная мобильность - переход от одной социальной группы к другой, находящейся на одном социальном уровне.

    Географическая мобильность (миграция) - смена места жительства, перемещение на другую территорию.

    Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества

    • Постепенное становление классовой системы, при сохраняющемся влиянии этакратической (этакратия - власть государства, основана на рангах во властной иерархии; классовая - размеры собственности и рыночный обмен);

    • Изменение в структуре занятости. Новые профессии, развитие самозанятости;
    • Поляризация по имущественному признаку;
    • Актуализация физико-технической системы стратификации.

    Социальные институты. Социальные организации

    Социальный институт, как важнейший элемент социальной жизни

    Человек в обществе связан множеством нитей с другими людьми. Считается, что в этой системе связей, социальные институты являются наиболее крепкими. Их качество функционирования предопределяет жизнеспособность общества.

    Социальные институты - исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей (комплекс установлений, правил).

    Институты основываются не только на чёткой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле за их исполнением. Процесс образования институтов - институционализация - замена спонтанного поведения на регулируемое, ожидаемое, прогнозируемое.

    Выделяют следующие типы социальных институтов:

    • экономические (материальные сферы);
    • политические (борьба за власть и её распределение);
    • институты культуры и социализации.

    Каждый социальный институт (семья, государство, бизнес, образование, религия...) имеет установки и образцы поведения, символические культурные признаки, утилитарные культурные черты, кодекс письменный и устный, идеологию.

    Социальные институты всегда выполняют общественно-значимые функции и обеспечивают достижения относительно устойчивых социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества.

    Неудовлетворённые институтом социальные потребности вызывают к жизни новые силы и нормативно не регулируемые виды деятельности.

    Пути выхода:

    • переориентация старых социальных институтов;
    • создание новых социальных институтов;
    • переориентирование общественного сознания.

    Социология семьи и брака

    Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.

    Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.

    Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

    Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.

    Для социологии важно учитывать три отношения при определении семьи: супружество, родство, родительство. Если один из признаков отсутствует, то это лучше называть семейной группой.

    Типология семьи

    Типы семейных структур многообразны, различаются в зависимости от характера супружества, особенности родительства и родства.

    1. Форма семьи: нуклеарная (родители и зависимые от них дети), расширенная (нуклеарная и родственники)
    2. Форма брака: моногамия (в шесть раз реже, чем полигамия), Полигамия (полигенея и полиандрия);
    3. Выбор пары: зкзогамия (супруги вне данной семейной группы), эндогамия (браки заключаются внутри данной фратрии);
    4. Правила ведения родословной и наследования имущества: мужская линия (патрилинарная), женская линия (матрилинарная), другое;
    5. Критерий власти: патриархальные, матриархальные;
    6. По социальному положению: гомогенные - супруги из одной социальной группы; гетерогенные.

    Различают семьи по наличию больших количеств социальных и географических признаков:

    • гомогамные: однородные по национальности, возрасту, образованию...
    • гетерогамные: различия по социальным признакам.

    По критерию локализации после заключения брака:

    • патрилокальные: живут в доме отца супруга;
    • матрилокальные;
    • унилокальные;
    • неолокальные: проживают отдельно.

    Функции семьи

    • сексуальное регулирование;
    • репродуктивная;
    • воспитательная;
    • хозяйственно-экономическая;
    • статусная;
    • защитная.

    Сегодня к числу проблем можно отнести:

    • проблему ранних браков, составляющих категорию риска;
    • внебрачные дети (1/3);
    • отказ от детей (типично для 16-17 летних);
    • патологии.

    В плане воспитания различают несколько типов:

    • детоцентризм - чрезмерное обожание ребёнка;
    • профессионализм - перекладывание забот на д/с, школы,..
    • прагматизм - воспитание направлено на развитие таких качеств, как умение жить, видеть во всём материальную выгоду.

    Разводы

    Рост числа разводов - черта техногенных цивилизаций (экономическая самостоятельность женщин, урбанизация и рост социальной анонимности, НТР...).

    Специалисты выделяют несколько уровней, на которых возникают конфликты:

    • психофизиологический;
    • психологический;
    • социально-ролевой;
    • духовный.

    К числу причин могут быть отнесены:

    • ранний возраст вступления в брак;
    • разность в возрасте;
    • алкоголизм, наркомания;
    • уровень образования;
    • несогласие родителей;
    • брак по принуждению.

    Трансформация социальных институтов.

    Потребности, удовлетворяемые в совместной деятельности сохраняются, но способы их удовлетворения изменчивы. Трансформации социальных институтов можно наблюдать на примере новых форм семьи (материнские семьи, как сознательно выбранное материнство вне брака; двоежёнство, как сознательное действие по созданию второй семьи, где рождаются желанные дети), а также можно наблюдать изменение статусов и ролей. Изменение семьи отражается в изменении идеологии. Например, феминистская идеология рассматривает семью, как форму эксплуатации женщины и борется против неё. Прогрессистская идеология утверждает, что семья-институт будет сменена семьёй-товариществом, т.е. основой семьи должны быть любовь и симпатия.

  •  


    Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100

    Используются технологии uCoz