содержание
|
- Предмет и метод культурологии
1.1. Предмет, связь с другими науками
1.2. Метод культурологии
- Понятие, структура и функции
2.1. Понятие "Культурология", сущность, эволюция
2.2. Соотношение понятий"Цивилизация" и "Культура"
2.3. Структура культуры
2.4. Функции культуры
- Становление и развитие культурологической мысли
3.1. Предпосылки формирования теории и истории культуры
3.2. Теория единства и многообразия
3.3. Теория культурного полицентризма
3.4. Антитезис массовой и элитарной культуры
- Россия в контексте мировой культуры
4.1. Восток и запад: общее и особенное
4.2. Россия в контексте мировой культуры
|
Конспект лекций
по культурологии.
ВГИ СПГГИ(ТУ)
2001-2002 уч. год,
преподаватель
Вахнина Е.Г. |
|
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД КУЛЬТУРОЛОГИИ
1.1. Что изучает культурология.
Связь культурологии с другими социально-гуманитарными науками
Термин "Культурология" утвердился к середине XX века (Лесли
Уайт "Что такое культурология"). Его употребление стало необходимым в связи
с возникновением новой науки, изучающей такие закономерности - стороны
культуры, которые не могут быть предметом исследования других
социально-гуманитарных дисциплин (политология, социология, психология,
демография, история...)
Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то
отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое,
как целое изучается культурологией.
Культурология - наука о множестве культур.
Культурология - дисциплина, объединяющая различные знания и подходы к
культуре, выработанные другими общественно-гуманитарными дисциплинами
(философия, история, антропология, семиотика - наука о знаках и символах,
лингвистика...)
Культуролога интересует, как данная культура возникла, какую культуру и как
она сменила, какие периоды в своём развитии проходила, как взаимодействовала
с другими культурами...
Культурология интересуется искусством и философией, религией и
нравственностью, наукой, но главное для неё - какие структуры и явления в
этой культуре больше всего определяли её строй и облик, её устойчивость и
жизнеспособность.
В культурологии выделяются две ориентации:
- одна направлена на целостное, всестороннее, эмпирическое объяснение
культуры;
- другая направлена на теоретическое объяснение культуры, на
формирование теоретических знаний, понятий, раскрытие закономерностей
данной культуры.
1.2. Метод культурологии
В основе культурологических исследований лежит принцип единства
логического и исторического подхода к изучаемым культурам.
- Логический метод: предшествует историческому. Исследователь
создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими;
-
Исторический метод: направлен на изучение того,
как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она
стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют
различные варианты исторического метода: - Генетический: направлен
на обнаружение генезиса. - Сравнительно-исторический: сопоставление
периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур
(диахронический метод), а так же сопоставление сосуществующих культур или
культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является
основой современной компаративистики (методология
сравнительно-исторических исследований. Арнольд Тойнби "Постижение
Истины").
2. КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА,
ФУНКЦИИ
2.1. Понятие "Культура", его
эволюция. Сущность культуры
Культура -это связующее звено между обществом и природой.
Основой этой связи выступает человек, как субъект деятельности, познания,
общения, переживания и т.д.
Человек - это биосоциальное существо. Как социальное существо, человек в
значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому культура
выступает, как способ и метод овладения человеком естественным и социальным
мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом и даёт новые
формы развития природы и общества.
В культуре и благодаря культуре, человеку удаётся преодолеть рамки своего
временного биологического существования.
В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура
выступает, как "мера человека".
Культура служит благу человека, его физическому и духовному здоровью, т.е.
это деятельность, отмеченная знаком "+".
Культура всегда существует в конкретных национальных формах, но по словам
Н.Бердяева "существующие культуры в форме национального бытия её частей,
совсем не означает непременного зоологического и низменного состояния
взаимной вражды и истребления."; "Всякая национальность - есть богатство
единого и братски объединённого чел., а не препятствие на его пути."
Достоевский: "Путь к великому лежит через малое, ко всечеловеческому через
национальное." Общечеловеческое не иначе достигается, как упором в свою
национальность. Таким образом культура - это единство общечеловеческого и
национального. Высшие достижения национальной культуры становятся
достижениями всего человечества. Мировая культура - это синтез лучших
достижений всех национальных культур.
Национальная культура в свою очередь - синтез народной и учённой культуры,
культуры различных классов и слоёв. Но не всё в культуре классово (язык,
культура труда, экономическая культура, наука и т.д.). Поэтому классовое в
культуре нельзя противопоставлять общенациональному, а классовый подход к
оценке деятельности людей, поступков,... нельзя преувеличивать, что может
привести к самоизоляции данной культуры от общего развития мировой культуры.
Связь с прошлым, традиция - одна из фундаментальных характеристик культуры.
Вопрос о соотношении традиции и новаторства - одна из вечных проблем
культуры.
Традиции - формы сохранения ранее достигнутого. Между традицией и
новаторством всегда должно сохраняться определённое равновесие. Преобладание
традиций ведёт к консервативному застою, а увлечение всем новым - к
разрушительному нигилизму. Резкое нарушение традиций, не всегда оправданное,
происходит в периоды революционных обновлений общества или отдельных его
сфер.
Для современной культуры существенным является соотношение массовой и
элитарной культуры.
Массовая культура - коммерческий характер, серийность примитивизация
отношений между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ
личности, условность примитивной символики, натуралистическое смакование
насилия и секса, жажда обладания вещами...
2.2. Понятие "Цивилизация".
Соотношение понятий "К" и "Ц"
2.3. Структура культуры
Фундаментальные элементы культуры
-
Познавательный знаково-символический элемент - знания,
представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах,
т.е. языке. Язык - это форма накопления, хранения и передачи предметов,
явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит
освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать
сказанное, услышанное, изображённое...
- Ценностная система. Ценность - свойство вещей, явлений, удовлетворять
потребности и интересы человека (Аксиология - наука о ценностях).
- Образцы поведения - традиции, обычаи, обряды.
2.4. Функции культуры
Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.
- Основная функция - человекотворческая (гуманистическая).
-
Главная функция культуры состоит в том, чтобы
формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип
человека. Все другие функции культуры подчинены этой
-
Функция передачи социального опыта: каждое новое
поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку
новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому,
обнаруживая там то, мимо чего прошли "отцы и деды", следовательно
происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между
различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное
функционирование и развитие культуры. Следовательно культура диалогична в
своей основе - коммуникативная функция.
- Информационная функция
- Знаково-символическая (семиотическая) функция
-
Ценностная функция: культура, есть система
ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт
новые ценности.
-
Специализирующая функция: культура приобщает
человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.
-
Индивидуализирующая функция: многогранность и
богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его
личности.
- Интегрирующая и дезинтегративная функции
3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
3.1. Предпосылки формирования
теории и истории культуры
Культурология, как самостоятельная наука формируется к
началу XX века, но предпосылки складываются в недрах философии.
Уже философы античности ставили вопрос о специфике
человеческого бытия, определяли культуру, как вторую природу, фиксировали
наличие различных традиций, обрядов, верований.
В плотную подошли к формированию теории и истории культуры гуманисты
возрождения, которые обратились к изучению историко-культурного идеала своей
эпохи - "золотого" века античности. Именно тогда, благодаря истории изучения
языка, искусства, науки, права, вырабатывается ряд понятий и идей, которые
затем включаются в понятийный и методологический аппарат теории и истории
культуры (идея исторической эпохи, как сложного, взаимосвязанного целого,
понятие "исторический контекст" и вытекающие из него методологические
требования учёта условий, места и времени происходившего события; это также
и осознание многоликости и разнообразия историко-культурного процесса,
постановка проблематики рассмотрения предмета истории).
Просветители XVIII века, унаследовав от гуманитариев Возрождения их
достижения, сделали важный шаг вперёд, к формированию культурологической
мысли. Их оригинальным вкладом явилась выработка идеи "бесконечного и
неуклонного прогресса человеческого рода" (Гердер). Просветительское
движение широко стало применять понятие "культура", в связи появлением
особой дисциплины внутри философии "философии истории". Вольтер понимал под
этим термином универсальное обозрение человеческой культуры.
Гегель вкладывает в этот термин другой смысл в "философии истории" он
создаёт абстрактную идеалистическую схему, согласно которой, история
человечества - есть процесс духа в сознании свободы, который развивался
через дух конкретных народов, сменяющих друг друга по мере выполнения своей
миссии. Гегель делит историю на четыре периода: Восточный мир (Китай, Индия,
Персия, Египет); Греческий мир; Римский мир; Германский мир.
Вольтер наоборот изучал нравственные нормы, традиции, которые
отличаются уникальностью и относительной неустойчивостью.
Таким образом философия истории развивается в двух направлениях:
-
Гегелевское, ориентируясь на верховные принципы
истории, пренебрегая конкретными фактами и событиями. Анализ направлен
больше на абстрактные понятия (человечество, дух человечества), нежели на
конкретные культуры.
-
Вольтеровское, характеризовалось интересом к
историческим фактам, включая в поле своих исследований события, традиции,
обычаи..., показывая многоликость культуры.
3.2. Теория единства и
многообразия культурно-исторического процесса
Характерной чертой теории единства и разнообразия
культурно-исторического процесса является признание множества разных видов и
форм культуры, расположенных в определённой последовательности и образующих
в совокупности единую линию в духовной эволюции человека. Эта концепция
выражалась преимущественно в рамках немецкой школы (Гердер, Гегель,
Вильгельм Гумбольдт, Маркс и Энгельс, Карл Ясперс).
3.3. Теория культурного
полицентризма
Данные концепции базируются на представлении об
историческом круговороте - общество в целом, или отдельные его сферы
движутся по замкнутому кругу.
В XIX веке возникла теория культурного полицентризма: каждая культура
возникает, развивается и погибает; единой общечеловеческой культуры нет,
отсутствует преемственность между предыдущей и последующей культурой. У ряда
мыслителей XIX-XX вв. эта идея сочетается с положением о абсолютной
замкнутости и непроницаемости различных культур.
В середине XIX века русский историк славянофил Станислав Данилевский
создаёт новую историю культуры. Он различал десять культурно-исторических
типов (Индийский, Китайский, Египетский, Древнесеметический, Еврейский,
Иранский, Греческий, Римский, Аравийский (Новосеметический),
Германо-Романский (Европейский), два Американских типа - Мексиканский и
Перуанский, погибшие насильственной смертью.
Данные типы вытеснили и сменили друг друга в истории. Для каждого характерны
лингвистическая общность и почти все они исчерпали свои творческие
возможности. Данилевский пишет: подобно живым организмам, типы в истории
находятся в непрерывной борьбе друг с другом, проходя в развитии стадии
возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Данилевский поддерживал идею
обособленных, локальных исторических типов. Взаимодействие между культурами
он описывает сельскохозяйственными терминами: прополка, прививка, почвенные
удобрения. Всегда можно найти ряд агрессивных типов, таков
Западно-Европейский по отношению к славянским.
Качественно новым, перспективным, с точки зрения истории, Данилевский считал
славянский тип, наиболее выраженный В Русской культуре. Свою концепцию
Данилевский изложил в серии статей, вышедших сборником в 1869 году - "Россия
и Европа".
На западе, эта концепция, получила известность благодаря Освальду Шпенглеру,
который также опирался на идею локального существования культур (1918 год
"Закат Европы").
Шпенглер показывает, что история это совокупность независимых друг от
друга культур; Каждой культуре соответствует свой тип человека и своя
судьба. Какими-либо причинами характер культур объяснить невозможно.
Культуры рождаются, утверждают свою творческую мощь, после чего умирают,
превращаясь в цивилизации. Шпенглер насчитывает восемь культур: Индийская,
Китайская, Вавилонская, Египетская, Греко-Римская, Византийско-Арабская,
Западно-Европейская, Майя. Западная культура - "Фаустовская" - умирает и
своё место в исторической последовательности должна занять новая -
Русско-Сибирская. Анализируя переход от культуры к цивилизации Шпенглер
утверждает, что это переход от творческого созидания к окостенению,
механической работе. Для Греко-Римской культуры, это была эпоха Эллинизма;
для Западной Европы - XIX век, с которого начинается его деградация.
цивилизация, как противоположность культуре, сравнивается Шпенглером с
"мёртвой протяжённостью", "бездушным интеллектом", поэтому люди XX века
должны избавиться от культурных претензий и заниматься голым "техницизмом" и
"интеллектуализмом".
Подобный пессимизм был обусловлен кризисом в Германии, душевной депрессией и
моральным упадком, охватившим Европу начала XX века, в результате Первой
Мировой войны.
Арнольд Тойнби (1889-1975, англ. историк и социолог) под влиянием
Шпенглера попытался переосмыслить всё общественное развитие человечества
("Исследование истории", 1934-1961). Он показывает, что история человечества
- совокупность отдельных несвязанных и связанных между собой цивилизаций.
Каждая проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после
чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Движущее начало цивилизации
- "творческое меньшинство", которое ведёт за собой "инертное большинство".
Специфика цивилизации определяется своеобразием "исторических вызовов" и
ответов на них "меньшинства". Иногда "меньшинство" не в состоянии решить
очередную социально-историческую проблему и навязывает свою власть силой, а
не авторитетом, становясь господствующим меньшинством - наступает надлом,
возникает классовая борьба, приводящая к гибели. Анализируя преемственные
цивилизации, Тойнби приходит к выводу, что средством связи выступает
религия, оказываясь одной из самых серьёзных проблем человечества.
3.4. Антитезис массовой и
элитарной культуры в XX веке
XX век вносил в теорию культуры проблему культуры и
цивилизации и связанный с этим вопрос о элитарной и массовой культуре.
Николай Бердяев (1874-1948) в 1924 году в труте "Новое средневековье"
утверждает, что наиболее острая тема в нашу эпоху - тема культуры и
цивилизации. Устремление людей Запада к былым культурным эпохам,
экзотическим культурам Востока, он связывал с протестом против
окончательного перехода культуры в цивилизацию (от созерцания и творчества
ценностей к самой жизни, отдание себя её стремительному потоку). С развитием
цивилизации связано появление системы экономического материализма. Главная
сторона цивилизации - воля к могуществу, во чтобы-то ни стало. Воля к "мощи
жизни уничтожает личность и культуру. Таков порядок истории". Человечество
по Бердяеву прошло три этапа: варварство (дохристианство), культура (до
индустриальное) и цивилизация. Человечеству предстоит четвёртый этап -
религиозное преображение. Для Бердяева, это разновидность направления
развития человеческого духа, единственный путь, способный вывести из
духовного тупика - особый путь России, никогда не бывшей довольной собой, не
желавшей создавать единую культуру и удерживающейся на серединной культуре.
В работе "Воля к жизни, воля к культуре" он утверждал, что русские нуждаются
в культуре как и другие народы и им придётся пройти этап цивилизации, но они
не будут скованы прагматизмом, как народы Запада.
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955, Испания) "Восстание масс" (1930
год). Оценивая итоги XIX века, Ортега показывает, что он принёс массу
завоеваний: победа демократии и парламентаризма, развитие науки и техники.
Но получив новые источники комфорта и богатства, дал массе людей ощущение
лёгкости жизни, лишил нравственной требовательности к себе, чувства
ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и традиционным
нормам жизни. Эту историческую ситуацию Ортега называет "Восстание масс".
Путь от культуры к цивилизации породил "человека-массу" - тип нашего
времени, преобладающий и господствующий в обществе. Человек-собственник,
лишённый достоинства. Он удовлетворён живя как все, ощущая себя
посредственностью (отличаться неприлично). Массе Ортега противопоставляет
независимое меньшинство, а "человеку-массе" - индивидуальность,
незаурядность. "Избранный" отличается от массы духовным превосходством,
руководствуется нормами, составляющими основу культуры. Для "Худшего"
человека - безудержный рост жизненных потребностей и принципиальная
неблагодарность ко всему, что позволяет их удовлетворить. Именно из этого
рождается атмосфера насилия, культ силы в обществе, который грозит смести
Европейскую культуру "Духовный Аристократизм" Ортеги обращён против такого
строя жизни, который стандартизирует людей, интересы которых, всецело
связаны с защитой лёгкого и комфортного существования, основанного на
безразличии к высшим нравственным нормам - основе культуры. Ортега
доказывает, что Европа переживает духовный кризис. Однако история никогда не
отвергала полностью созданные в прошлом ценности, их необходимо сохранить и
преобразовать соответственно будущего, более высокого этапа развития.
Современный кризис лишь говорит о предстоящем возрождении Европы.
4. РОССИЯ В КОНТЕКСТЕ
МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
4.1. Восток и Запад - общее и
особенное
Обычно Восток ассоциируется с этнически яркими, не
обесцвеченными цивилизацией национальными стихиями, самобытностью, восточной
таинственной духовностью. Однако Запад и восток знают много примеров
схождения, взаимопроникновения и влияния. Европейская культура, по
утверждению многих учённых, не является прямой наследницей античной
культуры. Древнегреческая наука и философия дошли до европейцев во многом
благодаря мусульманским посредникам, в переводе с арабского. Философия
европейского иудаизма, начиная со средних веков, вплоть до Спинозы,
развивалась под влиянием трудов Майнманида - лейб-медика Каирского султана.
Символика и поэтические образы Данте во многом заимствованы у Мухиддина
ибн-Араби. Все писатели гуманисты европейского Возрождения широко применяли
художественные средства, разработанные в Иранской и Арабской классической
поэзии. Термин "гуманизм" впервые прозвучал на Фарси и оформлен задолго до
европейского ренессанса.
Восток и Запад представляют собой во многом противоположные культурные
традиции, два типа духовности, два миропонимания. Эти традиции проявляются
не только во всех видах гуманитарной культуры, но и в образе жизни,
психологии, нравственных принципах и ценностных ориентациях народов.
Западную культуру называют: языческой, атеистической, антидуховной,
потребительской, антропоцентрической, гуманистической, протестантской,
нигилистической, либеральной, демократической, республиканской,
монархической...
Восточная: религиозная, духовно-ориентированная, теоцентрическая,
консервативная, традиционалистская, монархическая...
Все эти термины очень условны, но каждый из них фиксирует отдельную грань
явления. В чистом виде отмеченные характеристики фиксируются лишь на уровне
локальных и замкнутых систем (партии, общины, либо другие организации,
которые предъявляют весьма жёсткие требования к облику своих членов), а на
уровне общества они представлены в соотношении, которое определяет духовное
лицо данного общества.
4.2. Россия в контексте мировой
культуры
Место России в историческом культурном процессе по
разному оценивалось как Русскими, так и западными культурологами,
философами, историками. Так, например, Гегель вычиркнул Россию из числа
достойных народов, примерно так же считал Чаадаев: "Философские письма": -
"мы никогда не шли вместе с другими народами, не принадлежим ни к Западу ни
к Востоку и не имеем традиций ни того ни другого... мы всё ещё открываем
истины, ставшие "избитыми" в других странах".
В XIX веке в России сложились два идеологических направления - Западничество
и Славянофильство.
Западничество - за сближение России и Запада, Россия должна перенимать
лучшие достижения Запада.
Славянофилы - Россия, это часть славянского мира, определяется православием,
самодержавием и народностью духа. Данилевский предупреждал об опасности,
идущей от Запада для существования славянских культур. В целом Запад, якобы,
исчерпал свой творческий потенциал, будущее за славянским миром, во главе с
Россией.
Евразийство (20-30 гг. XX века) - Трубецкой, Савицкий, Вернадский,...;
Отделяли Россию даже от славянского мира, настаивая на исключительности её
цивилизации. Россия - срединное место между Европой и Азией, цивилизационно
неоднородное общество, включающее различные народы. Бердяев: Русский народ -
не чисто европейский или азиатский народ. Россия - целая часть света -
востокозапад, соединяющий два мира, и всегда в русской душе боролись два
начала - восточное и западное.
Многие современные культурологи считают, что Русская Евразия - это борьба
культурных процессов, берущих начало на Западе и на Востоке - точка
притяжения и отталкивания западных и восточных влияний. |
|