Rambler's Top100

Miti@13

[Home]

Информационное общество

"Цивилизация - это информация"


17.08.2002

Современный городской житель на протяжении недели получает и обрабатывает в своем мозгу столько же информации, сколько житель XVI века - за всю свою жизнь.

Начиная со второй половины 1960-х годов, в ряде стран стала развиваться концепция "информационного общества" как модификация концепций постиндустриального общества.

Название "информационное общество" впервые появилось почти одновременно в Японии и США. Основной смысл концепции информационного общества, сформулированной учёными этого направления, может быть представлен следующими тезисами:

При явно технократическом характере ряда позиций авторов постиндустриальных и информационных концепций, необходимо видеть главное - становление информационного общества является атрибутом прогресса, поскольку роль знания как решающего фактора развития общества становится все более очевидной.

Фаза перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям развития, возможно, может быть определена на основе следующих критериев:

Социально-экономический критерий

По данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956-1960 гг. (штат Калифорния - "силиконовая или кремниевая долина" - преодолел этот рубеж еще в 1910 году). Начало нового века США встретило, следующей структурой занятости: 75% - в сфере информационно-интеллектуальных услуг, 25% - в материальном производстве и в агросекторе.

Финляндия вступила в постиндустриальное общество на 20 лет позже США. Россия, как и мировое сообщество в целом, по данному критерию находится на индустриальном этапе развития.

Для характеристики постиндустриального общества важным представляется критерий соотношения производства и потребления. Постиндустриальное общество способно производить как аграрные, так и промышленные продукты, намного превышая свои собственные потребности. Можно сказать, что общество вступает в период перепроизводства.

Понятие же информационного общества отражает, не формационный, а цивилизационный аспект общественного развития, и оно не может быть рядоположенным с названиями различных типов формаций. Формация более высокого порядка, не уделяющая значимого внимания информатизации, может в итоге уступить формации более низкого порядка, делающей ставку на информатизацию и интеллектуальное развитие.

Технический критерий.

Ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении удельной информационной вооруженностью соответствующей развертыванию достаточно надежной междугородней телефонной сети. Завершающая же фаза обеспечивает удовлетворение любых информационных потребностей каждого человека в любое время и в любой точке пространства.

Робертсон (США) выдвинул формулу "цивилизация - это информация". Ученый ранжирует цивилизации по критерию количества производимой ими информации:

Известно, что любая общественная система губит себя в перспективе, переставая производить знания, так как производство и накопление знаний является атрибутом прогрессивного общественного развития. С этой точки зрения, мировое сообщество можно условно разбить на четыре группы стран - по господствующему виду деятельности:

По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году. Это явление, получило название "информационный взрыв". Однако, точнее было бы назвать это явление "информационным кризисом", который проявляется как антагонистически противоречивое единство таких явлений как "информационный взрыв" и "информационный голод". Видимо, наиболее соответствует сути явления название "информационный тромбоз", так как при явном изобилии информации невозможно найти информацию, необходимую для жизнедеятельности конкретного человека.

Изменения социальной структуры под влиянием информатизации, по мнению ряда специалистов, будут иметь следующий характер:

Заключение

Как на сегодняшний день оценивают ученые и специалисты социокультурные последствия информатизации общества? Ответ звучит так - "итог информатизации для человечества скорее отрицательный, чем положительный".

Одна из проблем - проблема сохранения человеческой личности в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Еще в 60-е годы ученые отметили в качестве одного из последствий современного техногенного развития появление одномерного человека как продукта массовой культуры.

Казалось бы, человек получил новые, подчас почти фантастические возможности для своего культурного развития, например, возможности глобальных сетей и технологии мультимедиа. Получив и сохранив от книжной эпохи умение абстрактно, индивидуально мыслить и дополнив его новой образной культурой компьютерной эпохи, человек может невиданными темпами интеллектуально и культурно развиваться.

Однако автоматической реализации новых возможностей культурного развития в массовом масштабе не наблюдается и, видимо, не может наблюдаться. Почему? – об этом (возможно) в следующий раз.


[Home]

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

©2002-2003 Dmitriy Kostromin

Используются технологии uCoz