Трудно быть "копушей"... |
"Копуша!, - раздражённо говорим мы, - полчаса шнурки
завязываешь!". "Все уже домашнее задание записали, а ты только ручку взяла"
- говорит учительница... При этом бедного ребёнка и родители, и учителя без
конца подгоняют: быстрее, быстрее... |
:6-7-летние дети практически не видят разницы между "быстро"
и "медленно" и работают в том ритме, который для них естественный. Торопить и
подгонять ребёнка не только бесполезно, но и вредно, потому что "копуша" станет
ещё медлительнее и неувереннее. Такая "забота" неизбежно вызывает новые
трудности. И главная беда в том, что ребёнок готов к ним, уверен, что так и
должно быть и он сам виноват. Ощущение собственной вины - наиболее характерная
черта медлительных детей. И эта постоянная вина лишает их надежды на успех,
делает все их действия ещё более неловкими и медлительными.
Часто родители жалуются: "Я его тороплю, а он мне назло ещё медленнее". Это
ошибочное утверждение! Просто в силу особенностей нервной системы у медлительных
детей время между сигналом "делай" и до начала самого действия в 2,5-3 раза
больше по сравнению с остальными. Окрик, раздражение и недовольство взрослых ещё
более увеличивают этот разрыв, из-за чего и создаётся впечатление, что ребёнок
"назло" тянет время. Это следует учитывать и когда дети садятся за уроки, а вы,
проявляя родительское рвение, торопите: "Так, быстренько расскажи мне правило".
Не дождавшись ответа, не дав ребёнку время на раскачку, обвиняете: "Опять не
выучил". На самом деле ребёнок может отлично знать это правило, просто ему не
хватило времени!
Ещё одна особенность медлительных детей - им трудно переключаться на что-то
новое. Такие дети не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, часто не понимая
её. Если вы объясняли ребёнку математику, а потом вдруг "заодно" решили
проверить, помнит ли он правило по русскому языку, то результаты вряд ли вас
обрадуют. Ребёнок просто-напросто не успеет "переключиться". Исследования
показали, что сангвиники и холерики лучше и больше усваивают информацию, которая
даётся в быстром темпе. А вот флегматики и меланхолики - обычно медлительные
дети, которые чем быстрее им объясняют, тем меньше и хуже усваивают материал.
Как быть родителям "копуши"? |
Дайте ребёнку быть самим собой! Любите его таким,
какой он есть: медлительный и вдумчивый |
-
Первое время, когда ребёнок уже научился писать, всё-таки
продолжайте подписывать ему тетрадки, чтобы одноклассники не высмеивали его за
почерк.
-
Проводите дома с ребёнком физические упражнения. Подойдут
любые, начиная от пальчиковой гимнастики. При выполнении упражнений
придерживайтесь определённой последовательности в темпе:
медленно-быстро-медленно. Все упражнения необходимо заканчивать в медленном
темпе!
-
Ни в коем случае не заставляйте ребёнка выполнять задания или
делать что-то на время. Это не только не ускорит, но и, наоборот, замедлит
выполнение ребёнком задания. При этом может быть очень сильно травмирована его
психика.
-
Медлительным детям необходим размеренный и чёткий режим дня.
-
Постарайтесь, насколько возможно, уменьшить объём письменных
работ.
-
Занимаясь с ребёнком выполнением домашнего задания, помните,
что после 15-20 минут необходим перерыв.
|